В предыдущем посте я описал свой личный опыт поиска корней. Свидетельств прошлого нашлось немало, но все же это были просто справки и сухие записи, пусть и очень информативные. Моему генеалогическому детективу не хватало ярких деталей, и в конце прошлого года мне удалось их найти.
В поисках информации о предках я обратился к дальним родственникам. Результат не заставил себя ждать - настоящий генеалогический подарок преподнес мой дядя Юрий Гертурович Плесовских. Он является внуком старшей сестры моего деда Ирины.
Юрий Гертурович — человек известный в Хабаровске, сейчас живет в Москве. Он поделился своими воспоминаниями о деде, его сестрах и братьях и в целом о нашей большой семье. И, помимо всего прочего, рассказал, что у него хранятся семейные реликвии — старинные рушники, которым не меньше 100-120 лет. Фото в студию!
Возможно, у знатоков малороссийской культуры этот отрез ткани удивления бы не вызвал. Но я точно такого орнамента еще не встречал. К счастью, в наше время каталог по декоративно-прикладному искусству и Большую советскую энциклопедию заменяет Яндекс-камера, достаточно загрузить изображение в поисковик. Встречайте: кролевецкий рушник!
Кролевецкий — потому что изготовлен в городе Кролевец Черниговской губернии. Это старинный промысел тех мест, особая техника вышивания - перебор.
И тут сразу же сложился еще один пазл в моем детективе — именно из Кролевецкого уезда были первопоселенцы, основавшие село Черниговка в 1885 г. Черниговка, напомню, было самым крупным и богатым селом волости, в которую входило и мое родное Монастырище, основанное двумя годами позже. Монастырище, кстати, основали выходцы из Нежинского уезда, это неподалеку от Кролевца. Нежин — одно из гоголевских мест, он учился в местной гимназии. Возможно, далекие предки когда-то пересекались с Гоголем - вполне себе тянет на семейную легенду.
Но вернемся к рушнику. Это в прямом смысле отрез ткани (рух — рушить, рвать), который сопровождал украинскую семью всю жизнь и передавался из поколение в поколение. Для крестьян рушник был оберегом, символом, ментальной картой, «вышитым фольклором», закодированной в нитях мантрой. В него заворачивали младенцев, использовали как «свадебный пояс», украшали «красные углы» с иконами. Поэтому, первое, что брали с собой, отправляясь в далекие земли переселенцы — именно эту ткань. Видимо, так сделали и переселенцы Святенькие.
Про кролевецкие рушники есть довольно много информации в интернете. Во Владивостоке в музее Арсеньева рушнику и другим предметам крестьянского быта посвящали целые экспозиции.
На рушнике обычно вышивались несколько «стандартных» изображений. Меня, в первую очередь, заинтересовал двуглавый орел на фамильном полотенце. Выяснилось, что тут как минимум два значения. Первый пласт — самый очевидный, это собственно геральдический символ империи. Считалось, что это знакбогатства, достатка, ведь орлы чеканят на монетах. Рушники с орлами часто дарили старшим в знак уважения. Второй смысл - изображением двуглавого орла уже в 19 в.стали заменять архаичное изображение Богини-Рожаницы — символа благопожелания, надежного оберега.
Второй крупный элемент на фамильном рушнике напоминает подсвечник. Это не что иное, как «древо жизни» - еще один символ корней, достатка, вечной жизни и вечного возрождения. Неудивительно, что в семье Святеньких рушники использовались, в первую очередь, как атрибут свадебных церемоний. На нем подавали хлеб-соль молодоженам, его можно было использовать и как свадебный пояс, и как накидку для новобрачных, благо длинна рушника (2,5 м) это позволяла.
Дядя вспоминал, что этот рушник использовался и на его свадьбе, а было это в 70-х годах прошлого века. Но потом по неизвестным причинам, скорее всего после смерти старших членов семьи, рушник разрезали пополам и стали использовать как полотенце. Большая удача, что даже в таком виде рушник сохранился до наших дней. Пусть это будет еще одна яркая деталь семейной родословной.