Добрый день, дорогие друзья канала «Просто о сложном (юридические советы)»!
Сегодняшняя тема – коммунальные услуги, которые мы оплачиваем ежемесячно, что входит в состав коммунальных услуг, цена (тариф) коммунальных услуг, из чего складывается тариф (цена) на коммунальные услуги, кто устанавливает тариф, полномочия органов власти в формировании тарифа. Желание разобраться с вопросом, кто же все-таки устанавливает тарифы, почему они повышаются, почему в итоге мы ежегодно получаем квитанции с увеличенной ценой на коммунальные услуги, попытаюсь разобраться вместе с вами.
Для начала определимся, что входит в понятие коммунальные услуги – это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 и ч. 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В части 2 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. При этом органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (статья 157 ЖК РФ).
Тарифную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства формирует:
-Правительство Российской Федерации;
- Федеральная антимонопольная служба совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерством энергетики Российской Федерации;
- Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов;
- Органы местного самоуправления поселений или городских округов, в рамках переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов.
Кто устанавливает тарифы на коммунальные услуги (ресурсы).
Тарифы на коммунальные услуги утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов.
Размер платы за коммунальные услуги.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из двух составляющих:
- тарифа (цены за единицу коммунального ресурса);
- объема потребления коммунального ресурса.
Из тарифа и объема в месяц складывается размер платы за потребленный коммунальный ресурс (объема, например, воды, электроэнергии и др. потребляемой в месяц).
Как определяется объем потребления коммунального ресурса (вода, электроэнергия):
-потребление услуг по показаниям прибора учета индивидуального;
-потребление услуг по нормативу потребления;
-по среднему объему потребления за предыдущие периоды, если не установлены счетчики или не поданы сведения.
Причины, по которым увеличиваются тарифы за коммунальные услуги:
- производственные расходы ресурсоснабжающих организаций - стоимость сырья, оборудования, амортизационные отчисления, транспортные расходы, расходы на плановые ремонты, заработная плата персонала;
- расходы на выполнение инвестиционной программы, то есть на развитие- строительство и модернизацию новых линий электропередач, новых трубопроводов для воды и газопроводов.
В связи с тем, что лица, оказывающие коммунальные услуги, часто являются монополистами в своей сфере, важное значение имеет предотвращение необоснованного роста размера их оплаты, статья 157.1 ЖК РФ устанавливает ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 статьи 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В отдельных случаях, специально предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы согласовываются с представительными органами муниципальных образований.
Таким образом, установление указанных индексов является частью механизма государственного контроля за ростом коммунальных платежей в РФ.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 417-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" введен механизм ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. Ограничение прироста платы граждан за коммунальные услуги предусматривает установление с 2014 года долгосрочных индексов изменения размера платы граждан в среднем по субъектам Российской Федерации и предельных (максимальных) индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям.
Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" были утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации.
Распоряжениями правительства устанавливаются предельные индексы на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденные Правительством Российской Федерации. Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются по общему правилу на долгосрочный период (на срок не менее чем три года). Однако на практике индексы устанавливаются на 1 год.
Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации установлены Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 N 400 (ред. от 03.03.2022). Основы формирования индексов, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В частности, они должны содержать порядок расчета, утверждения и применения индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов, основания и порядок изменения индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов в течение периода их действия и т.д.
Итак, тарифы коммунальных услуг - это цена (стоимость) одной единицы услуги по предоставлению ресурса (1 киловатт электроэнергии, 1 кубометр воды. Электроэнергию, воду, газ поставляет потребителю ресурсоснабжающие организации, которые являются субъектами естественных монополий. Тариф (цену) за единицу поставляемого ресурса устанавливает государство в лице Региональной Службы по тарифам, которая находится в свою очередь в подчинении Федеральной антимонопольной службы (ФАС РФ).
Из тарифа и объема в месяц складывается размер платы за потребленный коммунальный ресурс в месяц (объема, например, воды, электроэнергии и др. потребляемой в месяц).
В тариф (цену) закладываются все затраты, которые организации-монополисты несут для того, чтобы поставить ресурс. К ним относятся, в том числе, производственные расходы: стоимость сырья, оборудования, амортизационные отчисления, транспортные расходы, расходы на плановые ремонты, заработная плата персонала. Также в тариф включены расходы на выполнение инвестиционной программы, то есть на развитие: строительство и модернизация новых линий электропередач, новых трубопроводов для воды и газопроводов.
Тарифы должны быть экономически обоснованными. Это значит, что при их утверждении Служба по тарифам тщательно проверяет обоснованность включения в тариф тех или иных затрат. Рост тарифов обусловлен общей экономической ситуацией в стране, то есть инфляцией. Повышение цены на газ влечёт за собой повышение себестоимости производства электроэнергии, поскольку для множества электростанций газ является сырьём. В свою очередь, повышение стоимости электроэнергии влечет за собой повышение производственных расходов практически во всех видах бизнеса, в том числе и предприятий-монополистов.
Роль государства в сдерживании роста тарифов состоит в том, чтобы на законодательном уровне устанавливать предельные ставки повышения тарифов.
Надеюсь, вам понравилась статья, но не нравится ежегодный рост тарифов и как следствие, рост оплаты коммунальных услуг, мне тоже это не нравится, но мы должны знать, откуда «ноги растут», чтобы понимать в какой орган мы можем написать жалобу, обращение по росту коммунальных платежей, лично я так делаю.
Прошу вас при желании подписаться на мой канал, приветствуется обсуждение темы, ставьте лайки, впереди нас ждет еще много интересной информации.