Последние исследования дают веские основания считать, что по активности крестьянское движение Алтая ненамного уступало активности крестьян в центре страны, хотя предпосылки для него были выражены здесь слабее (меньшая острота аграрного вопроса и т. д.).
Особенность Алтайского округа в крестьянском движении Сибири в первой революции проявилась в том, что число выступлений в округе составляло 92,1% от общего числа по Томской губернии и 28,66% — от всей Сибири.
Первое место по числу выступлений занимал Барнаульский уезд (149), немногим ему уступал Бийский (139), затем следовали Змеиногорский и Кузнецкий уезды (соответственно, 59 и 17). Общий территориальный охват движением был не одинаков.
Выделялся Бийский уезд, где им были охвачены почти все волости и 40% сельских населенных пунктов. Движение было распыленным -и стихийным: большинство выступлений ограничивалось рамками одного сельского общества. Но, конечно, определенные элементы организованности имелись почти во всех выступлениях, а во многих случаях (например, в порубках леса целыми селами) организованность была довольно высокой.
Это же было характерно и при отказах от исполнения податей и повинностей, смене должностных лиц и т. д. Подавляющее большинство выступлений было скоротечным, но некоторые из них занимали довольно длительное время. К ним необходимо отнести порубки леса в Барнаульском, Бийском и Змеиногорском уездах, которые велись почти непрерывно зимой 1905/06 и 1906/07 гг. Наиболее энергичный и упорный характер носила борьба крупных селений, где крестьяне имели больше возможностей объединиться.
Выделялось активностью движение крестьян таких селений, как Волчиха, Гилев Лог, Камень, Ново-Покровское, Завьялове, Быстрый Исток, Шиловское, Павловское и др. Одной из самых распространенных на Алтае форм выступлений крестьян были коллективные порубки кабинетского леса, что можно рассматривать как движение, аналогичное борьбе крестьянства европейской части страны против помещичьего землевладения. Порубки приобрели исключительный размах, особенно в начале 1906 г.
По приговорам мирских сходов, нередко созываемых набатным звоном и происходящих ночью, при свете факелов, крестьяне на сотнях, а то и тысячах подвод отправлялись в лес, вырубали лучшие участка строевого леса, жгли кордоны округа, избивали и убивали кабинетских объездчиков, вызывавших у них большую ненависть, становились полновластными хозяевами леса.
Нередко они смело вступали в схватку с «летучими» отрядами кабинетских охранников, карателей, Казаков и войск, и подчас не только отражали нападение, но и преследовали отступавшего противника. По зимним дорогам от приобских лесных деревень на многие километры тянулась сплошная лента крестьянских подвод с лесом. Во многих случаях местные власти были парализованы.
Кровавые столкновения с полицией и войсками происходили при попытках секвестра (отбирания) леса в десятках селений округа. Только в течение зимы 1905/06 г., то есть во время первой волны порубок, в 8 имениях на площади 1,2 млн дес. было вырублено 741 тыс. деревьев стоимостью 153 тыс. руб., тем самым лесам был нанесен значительный ущерб. Это была одна из форм борьбы, которые следует назвать неразвитыми, она была связана с многочисленными эксцессами и насилием, разжигала ненависть. Но крестьяне не находили в ту пору других эффективных средств борьбы за лес.