С тех пор, как в нашей жизни появился интернет, мы знаем много историй про подростков. Психологи дают нам свои советы, опираясь на полученные знания и опыт. Пользователи сети тоже не отстают от профессионалов, раздавая на право и налево советы по правильному поведению с подростками. Моя история, возможно, не уникальная, но хочется верить, что каждый почерпнёт из нее что-то полезное.
Однажды, в маленькую деревню на границе Курской области, переехала новая семья. Полноценной семьей их назвать было сложно. Девочка, лет пяти-Полина, ее мама - Надежда и бабушка – Татьяна Владимировна. Они были выходцами из Средней Азии, хотя русскими по национальности. Старый, холодный дом встретил их огромной русской печкой, которая занимала почти все пространство их нового жилья, паутиной, что свисала черными лохмотьями с потолка, и ледяным сквозняком через щели в полу. Взрослые женщины, как могли навели порядок в доме. Семья только начинала жить на новой земле.
Время шло, мать работала без выходных, чтобы свести концы с концами, бабушка помогала на огороде, а маленькая Полина читала книги – других развлечений в их доме не было. Так и коротали каждый день.
Спустя полтора года, Полинка пошла в свой первый класс. К школе ребенок был готов на много лучше остальных детей. Читала Полина с трех лет, умела писать прописными буквами. Школьные предметы девочке давались очень легко. Она с радостью ходила в школу, выполняла домашние задания и с нетерпением ждала Так прошло два года. Справедливости ради, стоит сказать о том, что почти все заработанные в деревне деньги, тратились на ребенка. Хорошая одежда, новые учебники, книги – все стоило денег. И достать все это в деревне было сложно. Было принято решение, что Надежда уедет в областной центр, чтобы устроиться на работу там, а после окончания четвертого класса, заберет туда свою семью.
Так и сделали. Надежда была образованной женщиной. Дочь военного офицера, переводчик по образованию, в деревне работала уборщицей, другой работы для нее не было. Курск тоже не встретил ее теплыми объятиями. Она сняла себе комнату в общежитии и устроилась на работу поваром. Работала практически без отдыха. Выходные брала только для того, чтобы отвезти деньги в деревню и увидеть дочь. Полинка училась в третьем классе, была отличницей. Спустя некоторое время Надежда познакомилась в городе с мужчиной. Сразу после рождения дочери, муж Надежды ушел из семьи. Ребенка она растила и поднимала сама. И не задумывалась о создании новой семьи. Работа отнимала практически все время. Мужчина был старше Надежды на двенадцать лет, тоже военный. Их отношения закружились стремительно, Надежда познакомила его своей семьей. Полинка с детства мечтала об отце. И, конечно, с радостью приняла Валерия.
Надя и Валерий стали чаще ездить в деревню. С его появлением в семье, Наде стало легче, она впервые за много лет чувствовала себя защищенной, любимой. Валерий настоял на том, чтобы семья переехала в город, не дожидаясь окончания четвертого класса. Жилья ни одного из них не было, сняли квартиру, нашли школу для дочери и летом к огромной радости Полины перевезли семью.
Первые проблемы начались в новой школе. Полина была очень умной и начитанной девочкой. Но уже к новому году ее дневник пестрел замечаниями от классного руководителя о том, что она прогуливает уроки физкультуры. На вопросы матери Полина опускала голову и молчала. Когда мать настаивала, то отнекивалась тем, чтоу нее болела голова или живот, и скоро в ее организме не было ни одного места, которое бы не болело перед уроком физкультуры. Сначала Надежда решила поговорить с классным руководителем Полины, выяснить, в чем дело. Она знала своего ребенка. Полина никогда не лгала, была открытой и доброй девочкой. И прогуливать уроки не было в ее правилах. Дочь явно что-то скрывала. Классный руководитель к сожалею не внес ясность в этот вопрос, сославшись на то, что ребенок ленивый и не ответственный. Надежда поняла, что в школе правды не найти. Терпение лопнуло, когда дочь пришла со школы с мокрой головой и синяком на лице. Осторожно поинтересовавшись, что же произошло, Надежда уже знала, что ответа не получит. Вечером того же дня она рассказала все Валерию. Ситуация была понятна обоим взрослым. То, что ребенка травят в школе, было очевидным. То, что Полина боится раздевалки в спортивном зале тоже сомнений не вызвало. Полинка выбрала путь терпения и молчания. Она боялась, что-то рассказывать дома, чтобы не стало хуже. Предпочла терпеть, плакать ночью в своей комнате и при малейшей возможности бежать из школы. Валерий и Надежда снова пошли в школу. Но, как и в прошлый раз классный руководитель лишь отмахнулся от них, сославшись на то, что ребенка надо воспитывать дома, а не взваливать это на школу. Вечером того же дня Валерий объявил, что найдет решение. При этом он взял слово с Нади, что мешать ему она не будет.
В следующие выходные он собрал девочек и повез на военную базу. Это была тренировочная база, разрешение ему подписали. Всю дорогу он молчал. На вопросы Нади отвечал уклончиво. Когда они приехали, он посмотрел Наде в глаза и спросил: «Ты мне веришь?». Надя кивнула. «Тогда дай мне слово. Что будешь стоять в стороне и не пикнешь». Надя кивнула опять. Она доверяла Валерию. Также она очень любила свою дочь. Наверное, слишком. Каждый раз она спешила ей на помощь в любом вопросе. Старалась подстелить бревна там, где предстояли трудности. Валерий это знал. Поэтому и настоял на ее невмешательстве.
Они зашли в просторный зал, посередине которого был большой ринг. Надя осталась в стороне. Валерий и Полина переобулись в спортивную обувь, и пошли на ринг. Полинка тоже не понимала, зачем родители ее сюда привезли, но спрашивать не решалась. Валерий надел боксерские перчатки на себя и на нее. А потом задал вопрос десятилетнему ребенку: «Кто ты, Полина? Человек, достойный уважения или половая тряпка?». «Я человек», -ответила Полина. Ответила так неуверенно и тихо, что сердце Нади готово было разорваться на части. В круговороте событий своей жизни, она пропустила мимо глаз то, что девочка, будучи отличницей и умницей, на самом деле не уверена в себе. И в этом была вина и Нади. Она, как и многие матери, которые воспитывают детей в одиночку, всегда хотела для дочери лучшего. Лучшая одежда, отличная школа, лишь бы ее девочка не знала трудностей, с которыми столкнулась сама Надя в жизни. Она всегда принимала решения за дочь, потому что знала, что будет лучше, как будет лучше. И результат такого отношения пришел домой с синяком под глазом и мокрой головой. Полина привыкла, что взрослые делают все за нее и в первой трудной ситуации в жизни, когда столкнулась в непонятной для не агрессией одноклассников приняла единственное, как ей казалось правильное решение – терпеть, ведь когда-нибудь это закончится.
Валерий был военным всю свою жизнь, служил в горячих точках. Он знал, что делает больно. Но это было единственной возможностью вытащить из Полины ее силу духа, ее смелость. Они стояли на ринге, он нападал на нее, каждый раз задавая ей страшные вопросы. «Ты человек? Неужели, а, по-моему, ты тряпка!», Полина, как могла, отворачивалась, пряталась за боксерские перчатки, что-то отвечала в ответ себе под нос и искала глазами мать. Полина повторяла свое поведение, которое ей привили дома. Мама сейчас вмешается, мама сейчас это прекратит. Но Надя стояла в углу зала на немых ногах и не смела даже подойти к ним. Устав от ее трусости, Валерий сильно толкнул девочку. «Ты половая тряпка, об которую будут всегда и все вытирать ноги ! Всегда и все ! Да, Полина?». Полина упала на мягкий ринг, физически это падение не принесло ей никакой травмы, но душевная травма взяла свое. Она закричала: «Нет! Я человек». И со слезами на глазах кинулась на Валерия. Лупила она его минут двадцать. По лицу, корпусу, рукам и ногам. Она кричала: «Я человек, я не сделала ничего плохого, я просто отличница, я достойна уважения, и я не тряпка!» Валерий мужественно все это терпел., защищаясь от ее нападок. В процессе избиения Валерия, родители узнали обо всех издевательствах, которые пережил ребенок, о том, что все они были сняты на видео и под страхом того, что все это сольют в интернет, девочка была вынуждена молчать. Когда она выплеснула свои эмоции и опустила руки, он спросил: «Тогда почему ы позволяешь вытирать ноги об себя?». Полина подняла на него глаза и ответила: «Больше не позволю!». Валерий подошел к девочке, взял ее руки в свои и ответил: «Запомни, что я тебе скажу. Если ты права, если твоя совесть чиста, а на тебя нападают и незаслуженно оскорбляют твое достоинство, не бойся, дерись, за себя, за свою честь, за свое право жить достойно!»
Когда через два дня Надежду и Валерия вызвали в школу, удивления это не вызвало. Первое, кого они увидели в классном кабинете, была Полинка. Ее шея была расцарапана, на скулах были красные пятна от ударов. Она была спокойна, слез на лице не было. Также в классной комнате были родители двух девочек, одноклассниц Полины. Их дочери тоже были слегка потрепанными, но обе играли роли жертв, постоянно шмыгали носом, вытирали слезы и прижимались к своим родителям. Те их гладили по голове, их взгляд был воинственным и злобным. Родители Полины прекрасно поняли в чем дело. Когда вся компания вошла в кабинет директора, классный руководитель пыталась представить ситуацию, как неоправданную агрессию Полины в отношении этих девочек. Однако, родители Полины грамотно, четко и очень убедительно рассказали все, что они знали, с требованием пригласить для разбирательства других детей, которые были свидетелями всем происшествий. После этого, всем было понятно, что Полинка просто отстояла себя в очередном конфликте. А довели ее до этого эти две жертвы. Да они и сами подтвердили это, когда на эмоциях стали выговаривать вслух то, что терпеть не могут Полинку за то, что она лучше их. В конце заседания Полина была оправдана, родители других девочек были смущены, принесли извинения за своих детей. А Полина сказала девочкам, что была бы всегда рада с ними общаться и дружить. Этот поступок дочери вызвал уважение не только в глазах родителей. Девочки тоже извинились перед Полиной. Из кабинета директора, дети вышли вместе.
В течении нескольких недель оказалось, что у девчонок много общего. А к окончанию начальной школы их уже нельзя было представить по одиночке. В средние классы подружки пошли вместе.
Детская агрессия – это очень жестокое явление. И к сожалению, очень частое. Уберечь ребенка от этого, практически невозможно. В этой истории Валерий не учил девочку тому, что кулаками можно решить любую проблему. Он хотел вскрыть гнойник в душе ребенка, чтобы она сама поняла для себя что достойна уважения, что должна и может отстоять себя, свою честь в сложных ситуациях. И это у него получилось.
С тех пор, как в нашей жизни появился интернет, мы знаем много историй про подростков. Психологи дают нам свои советы, опираясь на полученные знания и опыт. Пользователи сети тоже не отстают от профессионалов, раздавая на право и налево советы по правильному поведению с подростками. Моя история, возможно, не уникальная, но хочется верить, что каждый почерпнёт из нее что-то полезное.
Однажды, в маленькую деревню на границе Курской области, переехала новая семья. Полноценной семьей их назвать было сложно. Девочка, лет пяти-Полина, ее мама - Надежда и бабушка – Татьяна Владимировна. Они были выходцами из Средней Азии, хотя русскими по национальности. Старый, холодный дом встретил их огромной русской печкой, которая занимала почти все пространство их нового жилья, паутиной, что свисала черными лохмотьями с потолка, и ледяным сквозняком через щели в полу. Взрослые женщины, как могли навели порядок в доме. Семья только начинала жить на новой земле.
Время шло, мать работала без выходных, чт