Давид Нармания
За освобожденный в середине января город сражались ожесточенно. Тем не менее там оставались обычные люди. Их эвакуировали российские военные. О том, как это было, — в репортаже РИА Новости.
"Пугали русскими солдатами"
Бои тут начались в июле. Но и до этого украинские танки били по домам, уверяет местная жительница Анжелика Еремина.
"Обстреливали — будь здоров... И особо это не скрывали, — рассказывает она. — Приехали как-то и говорят: "О, смотри, дыра! А мы в котельную целили. Извиняйте!"
Весной Соледар покинула часть горожан. Оставшихся же объявили "коллаборационистами".
"Украинские военные, видя, что мы не хотим уезжать, угрожали: "Что, "русский мир" ждете? Ну ничего, будет вам мир!" — вспоминает соледарец Олег Ямненко.
Ввели комендантский час. Выискивали на улице "наводчиков": в новогоднюю ночь, например, избили двух человек, решивших вернуться из подвала в квартиры.
"Идейные вели себя грубо. Мобилизованные — гораздо спокойнее", — отмечает Олег.
При этом солдаты ВСУ, по словам местных, пугали: "Придут русские, всех убьют и изнасилуют".
"Бежали под обстрелом"
В Соледаре нет целых домов — штурмовали каждый. Город стратегически важен, это крупный транспортный узел, через который снабжали ВСУ в Артемовске. Все необходимое привозили по железной дороге в населенный пункт Соль неподалеку. Его освободили 18 января.
И там есть гражданские. Признаются: ждали российские войска.
"Мы даже Новый год встречали по-русски — в 11 вечера по местному времени, смотрели обращение Путина", — говорит Александра Кица, местная жительница.
Россияне зашли в город неделю назад. И принялись выводить из-под обстрелов людей. Раненым оказывали первую помощь, делились сухпайками.
Александра выскочила на улицу в легкой куртке — солдат поделился бушлатом.
Перебегали от подвала к подвалу. "Оставалось буквально пять метров до последнего укрытия, когда накрыло артиллерией, — вспоминает она. — Скомандовали: "Ложись!" Один мужчина не успел — убило осколком. А меня солдат накрыл собой".
Потом подарила ему браслет, когда-то приобретенный в Киево-Печерской лавре, — "чтобы оберегал". А военный оставил на память шеврон.
"Мы свой выбор сделали"
Эвакуированные из Соледара и Соли пока находятся в пункте временного размещения. Мужчин почти нет — забрали на "фильтрационные мероприятия". Для безопасности — СБУ засылает диверсантов.
"Не могу связаться с мужем и сыном. Хотя мы свой выбор еще в 2014-м сделали, когда на референдуме за ДНР голосовали. О чем нам разговаривать с украинскими военными?" — разводит руками Елена Панченко из Соледара.
Она долгие годы работала вместе с супругом на предприятии "Артемсоль". А сын — в местном ЖКУ электриком. Чинил провода после обстрелов, рискуя жизнью.
Панченко хочет встретиться с родными как можно скорее. Они вместе вернутся в город — "лишь бы все это закончилось".