Найти в Дзене
Музей МХАТ

Интеллектуальный артист Иван Кудрявцев

16 января исполнилось 125 лет со дня рождения народного артиста РСФСР Ивана Михайловича Кудрявцева (1898 – 1966). В истории Художественного театра он остался, не только благодаря своим ролям – например, роли Николки в легендарных «Днях Турбиных», но и благодаря дневнику, который вел всю жизнь. В архиве Музея МХАТ хранится 37 тетрадей этого дневника, девять из которых в 2019 году вышли в виде отдельной книги. Книги увлекательной: ведь в дневниковых записях Кудрявцева есть и рассказ о своей семье, о ее непростой судьбе, и внутренняя жизнь МХАТа на протяжении десятилетий. И впечатления от общения с уникальными личностями – Станиславским, Немировичем-Данченко, Вахтанговым, Михаилом Чеховым, Москвиным, Качаловым. И размышления о природе творчества, о системе Станиславского, и мысли об увиденном и прочитанном. Иван Михайлович Кудрявцев был не просто хорошим артистом, но и настоящим интеллектуалом.

Иван Михайлович Кудрявцев
Иван Михайлович Кудрявцев

Он мог бы выбрать себе совсем иной жизненный путь. Ивана Кудрявцева, сына сельского священника, всегда чрезвычайно интересовали литература и история. Неудивительно, что после окончания духовной семинарии в 1918 году он поступил на историко-филологический факультет МГУ. И в 1925 году его закончил. Но еще в 1918-м параллельно страстно увлекся театром, начал заниматься в студии Михаила Чехова, а дальше в Третьей студии МХАТ.

В 1924 году вместе с группой одаренной молодежи из мхатовских студий Кудрявцев вошел в труппу Художественного театра. Однако своих литературных изысканий не оставил. С конца 30-х годов, одновременно с работой в театре, Иван Михайлович стал серьезно заниматься изучением «Слова о полку Игореве». В его домашней библиотеке находилось редчайшее первое издание этого текста (1800 года), а древнерусский язык он хорошо знал еще со времен обучения в духовной семинарии.

«И.М. осуществил ритмический перевод “Слова” и параллельно сделал много интересных наблюдений, вытекающих из его текста. С его аргументированным мнением о вероятном авторе и месте создания “Слова” считались известные современные историки и литературоведы. Некоторые выводы И.М. вошли в научные комментарии к “Слову”», – пишет в предисловии к изданию дневника Кудрявцева хранитель его архива в Музее МХАТ Екатерина Аркадьевна Шингарева.

В роли Николки в спектакле «Дни Турбиных», 1926 г.
В роли Николки в спектакле «Дни Турбиных», 1926 г.

Ну а что же театр? Первой громкой ролью Кудрявцева стал Николка в спектакле «Дни Турбиных» по пьесе Михаила Булгакова. Как говорил сам Иван Михайлович, он играл этого 18-летнего юнкера «в духе Пети Ростова». Играл так проникновенно, что публика плакала. И замирала от ужаса, когда в сцене гибели Алексея Турбина Кудрявцев-Николка бешено слетал с лестницы под громовое «Яблочко». В этот момент игры «по Станиславскому» Кудрявцев пугал самого Станиславского. Милиционер Алексей Гаврилов, дежуривший в 20-х годах на спектаклях Художественного театра, писал в своем дневнике: «К. С. говорил ему, что нельзя так падать, — надо пожалеть и себя, и зрителей. Но И.М. Кудрявцев в погоне за сценической правдой продолжает приводить зрителей в ужас».

Интересно, что в «Днях Турбиных» Кудрявцев выходил не только в роли Николки. В 1939 году он был введен на роли Мышлаевского и Алексея Турбина.

В роли Алексея Турбина в спектакле «Дни Турбиных», 1939 г.
В роли Алексея Турбина в спектакле «Дни Турбиных», 1939 г.

В 1925 году завлитом МХАТа стал молодой и очень активный театральный критик Павел Марков, который сразу же начал работать над привлечением в театр новых драматургов. Пьес приходилось читать много, ежемесячно самотеком в литературную часть театра присылали 15-20 новых текстов. Чтобы справиться с этим потоком, во МХАТе был создан Литературный совет, в который вошел и артист Иван Кудрявцев. «Мы вместе знакомились со всеми литературными новинками, обсуждали все выходящие номера журналов, посещали литературные вечера — все в поисках потенциально интересных МХАТ драматургов. Вместе, погружаясь в поток пьес, писали ответы, беседовали с авторами», – вспоминал Павел Марков.

В роли студента Миши в спектакле «Бронепоезд 14-69», 1927 г.
В роли студента Миши в спектакле «Бронепоезд 14-69», 1927 г.

Кудрявцев и в 30 лет выглядел юношей, а потому долго играл молодых персонажей, со всеми их метаниями, непосредственностью и чистотой. Его героями были бездомный студент Миша в «Бронепоезде 14-69», увлеченный, верящий в свое дело комсомолец Дениска в «Блокаде», Алеша в «Братьях Карамазовых».

В 1933 году ему дали роль Петра Мелузова в «Талантах и поклонниках» Островского. Режиссером спектакля была жена Василия Качалова Нина Литовцева. К персонажу Кудрявцева она относилась как к несущественному, неинтересному, практически лишнему. Что возмущало Ивана Михайловича – его этот молодой человек из разночинцев, обучающий главную героиню пьесы Негину «всему хорошему», очень интересовал. Наконец к репетициям присоединился Константин Сергеевич Станиславский, и работа пошла по-другому.

В роли Петра Мелузова в спектакле «Таланты и поклонники», 1933 г.
В роли Петра Мелузова в спектакле «Таланты и поклонники», 1933 г.

Дневниковые записи Кудрявцева о репетициях «Талантов и поклонников» полны любопытных сценок. Например, такая – в ней участвуют Станиславский и Качалов, готовивший роль Нарокова. Репетиция шла сложно, и в какой-то момент К.С. попросил Качалова сесть на руки, чтобы не было лишних жестов. «И народный артист Республики Василий Иванович Качалов сел на свои руки, краснея и робея, начал говорить текст. А когда К.С. увлекся и, повторяя его текст, сделал жест, да еще шлепнув одной рукой о другую, Качалов неожиданно повторил его жест: "Сами-то ведь шлепаете” (это с ученически недовольным укором). К.С. смутился, потом радостно: “А ведь не мне играть, а вам”».

В роли Ярового в спектакле «Любовь Яровая», 1936 г.
В роли Ярового в спектакле «Любовь Яровая», 1936 г.
В роли Тятина в спектакле «Достигаев и другие», 1938 г.
В роли Тятина в спектакле «Достигаев и другие», 1938 г.

В середине 30-х годов Немирович-Данченко подумывал вернуться к чеховской «Чайке», прикидывал распределение ролей. Аркадину должна была играть Вера Попова, Нину – Ангелина Степанова. Кудрявцеву предназначался Костя Треплев. И это при том, что Ивану Михайловичу было на тот момент уже 36 лет! Немирович тогда отказался от идеи ставить «Чайку» и взялся за «Трех сестер». В этом великом спектакле Кудрявцев сыграл Соленого (во втором составе – основным исполнителем этой роли был Борис Ливанов).

В роли Соленого в спектакле «Три сестры», 1940 г.
В роли Соленого в спектакле «Три сестры», 1940 г.

Последней его ролью стал старец Зосима в «Братьях Карамазовых», сыгранный в 1960-м году. Вот как описывает этот образ Инна Натановна Соловьева: «Высокий человек-силуэт, старец Зосима: молчаливо значимые движения – движений почти нет; почти бесплотен. Кудрявцев играл эту роль до конца, уже смертельно больной, но сквозило не это. На зал действовало то, что я назвала бы значимостью присутствия».

В роли Зосимы в спектакле «Братья Карамазовы», 1960 г.
В роли Зосимы в спектакле «Братья Карамазовы», 1960 г.
Иван Михайлович Кудрявцев, 1962 г. Фото А.П. Штеренберга
Иван Михайлович Кудрявцев, 1962 г. Фото А.П. Штеренберга

Фото из фондов Музея МХАТ

Что почитать по теме:

Иван Михайлович Кудрявцев. Дневники. Предисловие Е.А. Шингаревой. Послесловие И.Н. Соловьевой. Предисловие к послесловию А.М. Смелянского. М.: Navona, 2019 г.