Декабрьскую премьеру этого балета в Кремле я пропустил по досадным обстоятельствам, однако оперативно закрыл-таки этот гештальт, тем более ощутимо хотелось увидеть первую за несколько сезонов новинку в ГКД. Впрочем, буду откровенен, мало чего такого я ожидал увидеть, к тому же и крутимая по радио «Орфей» музыка Шелыгина к балету не производила особого впечатления. Да и теперь я вряд ли целенаправленно стану слушать подборку его произведений, однако, исполненная живым оркестром и вполне соотносимая с хореографией и атмосферой спектакля, партитура произвела приятное впечатление, и она весьма дансантна.
Но в гораздо больше степени превзошли мои подзаниженные ожидания другие основные составляющие балета – хореография, сценография и режиссура. К коим вернусь ниже, в целом же этот балет Андрея Борисовича Петрова весьма уникальное творение, в жанре, если пользоваться киношными терминами, экшена с элементами комедии. В два пятнадцать с одним антрактом вместили восемь картин и несколько побочных линий, а во втором акте идёт вообще крутой криминальный замес. Гора локаций в трёх городах – Париж, Питер и Москва, плюс загородное родовое дворянское гнездо, и всё со сменами декораций. Действие происходит «в наши дни», а ищут главные герои клад, находят, не без ущерба здоровью, впрочем, доблестные российские полицейские во главе с майором Берёзовым обращают его в собственность государства. Но это Наташу и Николя не критично расстраивает: они нашли и нечто куда как большее – любовь! Кстати, 25% нашедшему клад никто не отменял…
Если вдумчиво прочитать либретто, что я всегда на премьере делаю лишь после просмотра, то уйдёт минут десять – обширное. Но надо отдать должное постановщикам – они его совершенно считываемо перенесли на сцену, я ни в одной из линий не запутался, а историю понял правильно. Чему во многом поспособствовали атмосферные декорации, представленные, в основном, сменяемыми задниками. Место действия очередной картины, его дух и антураж убеждали что тут мы сейчас и находимся, дополняли картины и костюмы – всё по месту, типажам подходят и помогают образ создавать. Понимаю, что это уже выглядит так, как будто надо же хоть до чего-то докопаться, но скажу: единственное что смутило, так это серые мешковатые брюки Николя – в образ не вписываются и выглядят простецки.
Происходят все эти перипетии в период предновогодней суеты, да и вообще балет очень зимний, что может с ним сыграть злую шутку – будет ли он делать кассу при +25 градусах на улице, пока непонятно. К слову – огромный зал Кремля, на мой взгляд, заполнен был процентов на 90. Зато сей зимний стиль позволил обогатить постановку столь необычным решением, как балерина на лыжах – никогда ранее такого не видел. Справедливости ради тут тогда стоить отметить, что видел я во многих других балетах многие решения, применённые в этом – первый акт, к примеру, заканчивается вальсом снежинок. Но не повернётся язык назвать это цитированием, авторская переработка адаптирует заимствованную идею в канву постановки совершенно естественным образом, так почему тогда нельзя работами гениев прошлого вдохновляться?
Определённый дуализм заложен в определении постановки как «балет для всей семьи», что, несомненно, удалось реализовать, так как многочисленные дети-зрители явно находились в полном восторге. Даже немного его проявлениями мешая просмотру... Их же родителям, а особенно папам, наверняка пришлись по душе такие персонажи, как уже упомянутый выше майор, закрутившей с Медсестрой, той ещё штучкой, ну а уж Девушки в кафе… Для привлечения мам использовали сундук драгоценностей, детям – куклы, так что всем членам семьи есть на что посмотреть!
Ну и пройдусь по исполнению, но, конечно же, не по всему списку поименованных в программке, где 28 артистов указано. Подавляющее большинство из которых со своими партиями справились, да и к кордебалету вопросов особых не возникло, а порадовал общий позитивный настрой, шедший со сцены – танцевали в радость. Мед. работницу весьма естественно станцевала Анастасия Тетерина, солировавшая и в двойке снежинок, – живенько она у неё вышла, понятно, почему майор не устоял. Столь же убедительной получилась и Экскурсовод, комический персонаж, станцованный Вероникой Варновской предельно уверенно, а образ дан как живой.
Главный отрицательный герой – Профессор, неплохо вышел у Максима Сабитова, однако лучшим мужским исполнителем в этом спектакле я назову Максима Апатонова, танцевавшего персонажа с таким названием: «Портрет князя Берского, деда Николя». И это партия, как мне показалась, не меньше главной – портрет танцует по полной, да и насыщена она плотно непростыми элементами. Главного героя, внука князя с портрета, исполнил Даниил Росланов, станцевавший достаточно сильно, однако эти серые брюки многое подпортили в восприятии образа…
Ну и затмила Даниила Екатерина Первушина, несознательно, естественно, но внимание, конечно же, сразу на неё убегает в этой паре. Обладая яркой сценичной внешностью, она и так-то притягивает взгляд, но у Кати в обоих рукавах ещё и по козырному тузу: недюжинные исполнительские возможности и незаурядный актёрский талант! Умело же со всем этим обращаясь, да находясь в хороших педагогических руках, она всё расцветает и расцветает – Браво, отменное выступление! Сразу хочется ещё её на сцене увидеть!
И, что крайне показательно, уже сразу по окончании спектакля появилось у меня концептуальное желание его и ещё разочек, как минимум, посмотреть – симптоматично. Так что вышел я из Кутафьей башни с такой мыслью: вот уж точно не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь!
#балет #танцы #искусство #культура #театр и балет