Елена ходит в салон красоты, но всегда хотела открыть свой. Однако она боится, что не справится, клиентов не будет, и придется закрыть его в первый же год работы. Расскажем, что такое салон красоты и на что обратить внимание при его открытии, чтобы бизнесу не прогореть в самом начале пути.
Что такое салоны красоты и почему их становится больше
Салоном красоты называют предприятие, которое оказывает услуги по уходу за внешним видом человека: от кожи и волос до кончиков ногтей. Некоторые салоны предлагают косметологические и медицинские услуги, в том числе массаж, спа, маски и обертывания.
Парикмахерские тоже часто называют салонами красоты, особенно когда там не только стригут и окрашивают волосы, но и предоставляют другие услуги, например маникюра и педикюра.
Индустрия красоты растет и развивается. По данным Росстата, за 2010 — 2020 годы число парикмахерских росло год от года на 1,6 — 10,4%. Наименьший рост пришелся на последние годы, но в реальной жизни мы наблюдаем обратное.
Возможно, дело в тысячах самозанятых в индустрии красоты, которых не учла статистика. Еще причина в том, что бьюти-сфера очень расширилась, но в отчетах Росстата по-прежнему фигурирует только понятие «парикмахерские»: неясно, как именно учитываются салоны красоты, барбершопы, ногтевые студии.
У любого бизнеса есть своя специфика, и бьюти-индустрия — не исключение. Елену могут отпугнуть вероятные трудности на пути к своему делу, однако у нее есть главное — она уже знает услуговую сферу с точки зрения клиента. Это поможет ей сделать продукт более привлекательным.
Вот еще несколько причин, по которым предприниматели всё же решаются открывать салон красоты.
Нужность людям, а значит, прибыльность. Продавец товаров или услуг ориентируется на востребованность его продукции. Люди всегда будут покупать продукты питания и товары первой необходимости, будут лечиться, одеваться и обуваться. А еще люди всегда хотят быть ухоженными.
Поэтому сфера бьюти-индустрии никогда не исчезнет, и ее специалисты всегда будут востребованными.
При открытии салона красоты предприниматель хочет, чтобы бизнес приносил прибыль, которую можно было бы использовать для расширения деятельности. При правильной организации процесса салон красоты всегда будет приносить стабильный доход.
Уважение к профессии. Ценятся мастеровитые стилисты, бровисты, массажисты, парикмахеры. Найдя «своего» мастера, клиент готов ходить к нему даже если тот поменяет один салон на другой.
Мастера не просто выполняют свою работу, но и стараются научиться чему-то новому, выделиться среди других. При правильном подборе персонала салон красоты станет известным, его деловая репутация будет расти за счет «сарафанного радио».
Уровень профессионализма сотрудников напрямую влияет на прибыль салона красоты. За качественную услугу клиенты готовы платить.
Удовольствие для себя и польза для клиента. Бизнес в индустрии красоты привлекателен не только с позиции прибыльности, но с точки зрения эмоций. Предприниматель и сам получает удовольствие от работы, и дарит положительные эмоции своим клиентам.
Редко, когда человек открывает бизнес в бьюти только по расчету. Как правило, это происходит по любви к этой сфере: интересно следить за новинками и тенденциями в технологиях, приятно дарить людям чувство комфорта и заботы.
В каждое время существуют свои тенденции моды и красоты. Если раньше были одинаковые тренды для всех, то теперь настало время индивидуализации образа с учетом особенностей внешнего вида каждого человека и даже его характера.
Специалисты салона красоты помогают найти образ, подобрать цвет волос под цветотип лица, форму бровей или ресниц. Мастера дают возможность людям выглядеть уникально, подчеркнуть их достоинства и скрыть недостатки.
Поддержка со стороны государства. Бьюти-сфера поддерживается государством. То, что помогает людям повышать качество жизни, напрямую влияет на демографическую ситуацию в стране.
Салоны красоты платят налоги, а значит, это и источник пополнения бюджета. Часто салоны красоты относятся к субъектам малого бизнеса (МСП), которые могут использовать меры господдержки. Например, платят страховые взносы по пониженным ставкам.
Предприниматели бьюти-индустрии могут получить помощь от Фонда поддержки предпринимателей малого бизнеса и других организаций. Например, бесплатно обучиться основам предпринимательства. Это особенно важно для новых бизнесменов, которые планируют открытие или только-только запустили свой салон. Фонды помогают разобраться в деталях: как оформить онлайн-кассу, как соблюдать СанПиН, какую систему налогообложения использовать, нужны ли санитарные книжки работникам...
Еще есть грантовая поддержка. Некоторые регионы выделяют гранты, если предприниматель предлагает перспективную идею по организации бизнеса.
Как открыть салон с нуля
Елене сначала нужно продумать все детали, чтобы потом всё грамотно организовать на практике.
Выбрать точку отсчета для развития
Можно открыть собственную точка по оказанию услуг или приобрести готовый бизнес по франшизе.
Если хотите делать собственный бизнес без покупки франшизы, нужно объективно оценить свои возможности. И это не только составление бизнес-плана и поиск денег. Некоторые действия лучше поручить профессионалам, а не делать самому, к примеру, поиск помещения, закупку оборудования, рекламу.
Конечно, для оплаты услуг понадобятся дополнительные деньги, зато открытие салона не затянется на неопределенный срок.
При открытии своего салона красоты предприниматель может сам принимать все решения. Это основное отличие от франшизы — у предпринимателя полная свобода действий.
Однако часто бизнесмены просто покупают франшизу известного бренда и под ним открывают салон. В этом случае сокращается круг задач и снижаются возможные риски.
Франчайзер помогает с дизайн-проектом и ремонтом помещения, подбором и обучением сотрудников, подготовкой разрешительной документации, закупкой оборудования и материалов.
Естественно, франчайзер предъявляет конкретные требования к новой точке. Он будет контролировать работу предпринимателя, следить за соблюдением стандартов качества.
Назовем достоинства и недостатки каждого из двух вариантов.
Выбрать тип салона
Салоны красоты могут иметь одно направление или несколько.
Мононаправление — это узкоспециализированные центры оказания услуг, например, студии по маникюру и педикюру, парикмахерские, SPA-салоны, студии загара.
Недостаток такого формата в высокой конкуренции. Клиент вынужден посетить несколько студий, чтобы получить несколько различных услуг. Из-за этого люди больше видят и сравнивают, а еще большинство предпочитает получать всё, что нужно, в одном месте.
Преимущества у формата тоже есть. На открытие и оборудование понадобится меньше денег, бизнес быстрее окупится. А еще мастера развиваются в конкретной области, это отражается на росте профессионализма, у салона больше шансов стать самым лучшим в своей специализации.
Мультинаправление — это салоны полного цикла, оказывающие спектр услуг. Клиенту не приходится посещать несколько салонов, чтобы привести себя в порядок от и до.
Преимущество такого формата — привлечение клиента только один раз. Далее он будет приходить за разными услугами, не будет искать мастеров где-то в другом месте.
Однако, у такого типа салона есть и недостатки. Для его открытия нужно больше инвестиций, и у него длиннее срок окупаемости.
Выбрать целевую аудиторию
Многие бизнесмены решают обслуживать всех, чтобы получить как можно больше выручки. Однако при таком подходе не всегда понятно, куда направлять рекламные деньги и как себя позиционировать.
Целевую аудиторию принято разделять в первую очередь по полу и возрасту. Рекомендуем ориентироваться на доходы клиентов, на район, где будет находиться салон, и конкурентную среду.
Исходя из перечисленных признаков проще понять, к какому классу обслуживания будет относиться ваш будущий салон.
- Эконом-класс — специализация на простых услугах, расположение в спальных районах; скромный интерьер, недорогие материалы, невысокие цены.
- Бизнес-класс — более широкий выбор услуг, расположение в торговых и бизнес-центрах, престижных районах города; хороший дизайн, профессиональное оборудование, расходные материалы среднего ценового сегмента, средние цены;
- Премиум-класс — эксклюзивное, даже авторское обслуживание клиентов, высочайший уровень сервиса; уникальный интерьер, профессиональное оборудование, расходные материалы дорогих брендов, высокие цены.
Создать бизнес-план
Когда выбрали тип салона и определили целевую аудиторию, нужно понять, сколько денег понадобится на открытие. Для этого создаем бизнес-план с учетом доходной и расходной части, перечня услуг, среднего чека, окупаемости проекта.
В бизнес-плане есть несколько разделов-этапов:
- Резюме — описать общую идею проекта, указать краткосрочные и долгосрочные цели, миссию компании;
- Анализ рынка — изучить конкурентов, выявить их сильные и слабые стороны;
- Целевая аудитория — описать, какие клиенты в основном будут пользоваться услугами;
- Юридическое оформление — указать форму собственности бизнеса, коды деятельности по классификатору (ОКВЭД) и режим налогообложения;
- Помещение — продумать, где будет находиться салон, каким характеристикам должно соответствовать помещение (видимость, доступность, окружение, проходимость, конкуренты, площадь, стоимость и другие);
- Оборудование — описать, что нужно для работы салона (кресла, мойка, столы, онлайн-касса, зеркала и прочее);
- Персонал — указать, каких сотрудников нужно нанять, какие оклады у них будут, формы оплаты труда;
- Реклама — посчитать, сколько денег понадобится на рекламу, где ее будете размещать (сайт, соцсети, поисковики) и на какую целевую аудиторию;
- Финансовые показатели — рассчитать первоначальные расходы, ежемесячные затраты, планируемые доходы, налоги, чистую прибыль, срок окупаемости проекта.
Получить разрешительные документы
При открытии салона красоты нужны не только документы о регистрации ИП или юрлица.
Нужно получить разрешительные документы на ведение деятельности. Среди них заключение СЭС о соответствии помещения санитарно-эпидемиологическим требованиям, заключение МЧС о соблюдении правил пожарной безопасности, разрешение на открытие от местной администрации. В разных регионах могут быть свои особенности, поэтому полный список документов для открытия рекомендуем запросить в местном отделении Роспотребнадзора.
В некоторых случаях для салона красоты нужна лицензия — когда оказывают медицинские услуги: косметология, массаж, пилинг, татуаж, пирсинг. Если в паспорте на оборудование для солярия указано, что изделие относится к медицинской технике, лицензия тоже нужна.
Лицензия не требуется для парикмахерские услуг, маникюра и педикюра.
Еще в салоне красоты нужно оформить уголок потребителя. Здесь размещаются копии юридических документов, лицензии, книга жалоб и предложений, Закон о защите прав потребителей, контактные данные руководства.
Какое оборудование понадобится
Покупка профессионального оборудования и инструментов — самая большая статья расходов при открытии салона красоты. Виды техники зависят от типа салона. Если Елена решит открыть небольшую парикмахерскую, вот что ей нужно приобрести:
- кресла;
- сушуар;
- мойка;
- парикмахерская тележка;
- сухожаровой шкаф для инструментов;
- инструменты от ножниц до фена.
Еще нужно позаботиться о мебели и купить: рабочий стол с зеркалом, парикмахерское кресло, диван для гостевой зоны, стойку и стул администратора, витрину для продажи аксессуаров или уходовых средств.
Отдельно нужно купить и зарегистрировать онлайн-кассу, чтобы принимать оплату от клиентов и выдавать чеки. Иначе налоговая инспекция оштрафует за неприменение кассы. Чтобы касса добавляла в чек название и стоимость услуги, предпринимателю нужна учетная система для ведения каталога. Именно он передается на кассу для печати чеков. Еще нужен договор с оператором фискальных данных, через которого данные с кассы автоматически отправляются в налоговую.
Подключить всё необходимое помогает система сервисов Контур.Маркет. Салон красоты сможет не только выполнить требования закона, но и вести календарь обслуживания, получать клиентов по онлайн-записи и контролировать рабочий график мастеров.