Запоздалый пост рубрики «В Петербург по воскресеньям».
Вчера загулялись с мужем в Ораниенбаумском парке с альпийскими елями, и вечерний пост плавно переместился на утро понедельника)) Прошу прощения у тех, кто ждал его. Редко удается вместе куда-то выбраться!
Вчерашний пост-загадка - конечно, никакая не загадка для петербуржцев. А всех остальных приглашаю в малоизвестный уголок Петергофа - Дворец Лейхтенбергских и парк Сергиевка.
Часто этот дворец называют просто «дачей Максимилиана» в знак признательности этому немцу, который, как и многие иностранцы в те времена, смог стать более русским, чем некоторые по рождению, и внести большой вклад в развитие искусства, культуры, вузовского дела и промышленности России. Связан с этой усадьбой и один интересный литературный факт – восторги русскими дворцами и парками знаменитого сказочника. Но об этом позже.
А началась история освоения этого места в начале 18 века, в Петровские времена. Сначала участок принадлежал Румянцевым – и по имени одного из них парк получил название Сергиевка. Затем – Нарышкиным, у которых участок купил Николай I для своей дочери. Сергиевка стала загородным домом его дочери Марии Николаевны и её мужа Максимилиана, герцога Лейхтенбергского, их потомков.
В настоящее время в здании находится Биологический НИИ Петербургского университета. Попасть в него на экскурсию можно через проект «Открытый город». Но территория вокруг дворца и парк – открытая. Конечно, это не великолепные дворцы Петергофа или Стрельны. Но комплекс построек (местами полуразрушенных) впечатляет своей гармонией с окружающим ландшафтом, и главное достоинство – это великолепный немного запущенный парк с остатками каменных вазонов и скульптур, с каскадами на речке Кристательке и ледниковыми валунами. Сюда, под вековые деревья, хорошо приехать побродить после ослепляющего золотом Петергофа, насладиться гармонией с природой и тишиной.
Комплекс построек и парк являются памятником истории и культуры, а также памятником архитектуры XIX века федерального значения. Дворцово-парковая коллекция Сергиевки входит в состав объекта всемирного наследия ЮНЕСКО "Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников".
Почему «Дача Максимилиана»?
Максимилиан Лейхтенбергский, родившийся в Мюнхене, в королевстве Бавария, был мужем любимой дочери Николая I Марии. Вообще Мария должна была уехать к мужу в Мюнхен, но она была категорически против: была очень близка с отцом и не планировала покидать Россию.
Да и Максимилиан к моменту свадьбы имел чин генерал-майора русской армии. Венчание состоялось по двум канонам – православному и католическому. Имение Сергиевка было свадебным подарком императора дочери.
Здесь архитектор А. И. Штакеншнейдер выстроил двухэтажный загородный дворец стиле позднего классицизма (1839—1842). Отделка была стилизована под помпейское искусство. Кроме того, Штакеншнейдер возвёл Кухонный и Гофмейстерский корпуса, а в 1845—1846 годах — покрытую мрамором капеллу.
Максимилиан с большим энтузиазмом занимался обустройством парка, высадкой большой коллекции растений. В паке были установлены гранитные скамьи, каменные и мраморные скульптуры, вазы, устроены каскады и мосты на речке. Широта его интересов распространялась на многие разделы естественных наук: минералогия, ботаника, физика.
Увлекался гальванопластикой. У него была своя лаборатория в комнатах Зимнего дворца и в Сергиевке. Затем в Петербурге под его руководством было открыто первое промышленное гальванопластическое предприятие. Называлось оно «Санкт-Петербургское гальванопластическое и художественной бронзы заведение» и специализировалось в области художественной гальванопластики — изготовлении барельефов и статуй. Здесь были изготовлены многие полые облегченные статуи для Исаакиевского собора.
Максимилиан был президентом Академии Художеств, главноуправляющим Горного института. На своих должностях он никогда не был «свадебным генералом», всегда проявлял себя деятельным руководителем – вносил элементы немецкой упорядоченности, разрабатывал, как бы сейчас сказали, «дорожные карты развития». К сожалению, Максимилиан прожил короткую жизнь - всего 35 лет.
А в июле – августе 1867 года Чарльз Латуидж Доджсон, больше известный нам как Льюис Кэрролл, посетил Россию с миссией Англиканской православной церкви. Он побывал в Санкт-Петербурге и пригородах, в Москве, в Троице-Сергиевой Лавре встречался с митрополитом Филаретом. Именно он оставил в своем путевом дневнике упоминание о каменной голове в Сергиевке. Кэрролл со своим другом и коллегой Лиддоном целый день ездили по дворцам и паркам южного побережья Финского залива – и его впечатления сплелись в одну большую картину красоты и великолепия:
«Разнообразием красот и совершенством в сочетании природы и искусства эти парки, по-моему, превосходят Сан-Суси. В каждом уголке в конце дорожки или аллеи, который можно бы украсить скульптурой, мы неизменно находили бронзовые или беломраморные статуи; последние установлены в круглых нишах с синими задниками, прекрасно выделяясь на этом фоне. Здесь мы любовались гладкой пеленой водопада, ниспадающего с широких каменных ступеней; тут — длинной аллеей, сбегающей под сводом вьющихся растений вниз по лестницам и склонам; там — огромным камнем, обтесанным в форме гигантской головы с лицом и глазами, загадочными, как у кроткого сфинкса, так что казалось, будто какой-то Титан пытается освободиться из-под бремени легшей на его плечи земли;
а дальше — фонтаном, до того искусно устроенным из трубок, поставленных кругами, что по мере приближения к центру вода в каждом из них взлетает всё выше, образуя цельную пирамиду из сверкающих струй; а ниже — мелькающей в лесной просеке лужайкой, усыпанной алыми геранями, напоминающими огромную ветку коралла; идущими там и сям в разные стороны аллеями, порой по три-четыре подряд, а порой расходящимися звездой и убегающими так далеко вдаль, что глазу уже за ними не уследить. Всё это я пишу, скорее, для памяти, ибо не могу даже приблизительно описать то, что мы видели»
Кстати, книга считается библиографической редкостью, стоит у букинистов приличных денег. Я читала отрывки, которые можно найти в сети - мне очень понравилось, как он рассказывает о своем путешествии.
Не буду пересказывать вам разные версии появления головы каменного рыцаря в парке Сергиевка, об этом можно прочитать здесь.
И несколько фото вам для вдохновения со вчерашней прогулки, это уже дворцово - парковый ансамбль Ораниенбаум:
А дорогих моих читателей и подписчиков приглашаю
в чудесный Санкт – Петербург – такой разнообразный и неисчерпаемый!