Найти тему

О книге Мортимера Адлера «Как читать книги. Руководство по чтению великих книг»

Кратко: я в восторге!

Мортимер Адлер (1902 - 2001) – американский философ, преподаватель, редактор и популяризатор гуманитарного образования. Естественно, что в своей книге он анализирует качество прежде всего американского образования в школах и колледжах. Однако моё прозрение о том, что я не умею читать книги (в «адлеровском» смысле не умею!), показало пробелы и в моём, российском, образовании.

Приятная новость: эти пробелы относительно легко восполнить! Почему «относительно легко»? Потому что потребуется приложить усилия для того, чтобы заново освоить чтение, желательно на примере великих книг.

Адлер делит чтение на два типа: чтение ради развлечения и чтение ради познания. В свою очередь, чтение ради познания автор подразделяет на чтение ради информации и на чтение ради понимания.

Обучение М.Адлер также делит на два типа: обучение путём открытий (без учителя) и обучение путём получения знаний с помощью другого учителя (одушевленного – через слушание на лекции, и неодушевленного – через чтение из книг).

На основе изложенного Адлер делает вывод: чтение ради познания – это обучение путём получения знаний с помощью неодушевленного учителя (чтение книг).

Автор идёт дальше и предлагает разделить книги на два типа: 1) на пересказы и повторения содержания других книги; 2) на оригинальные сообщения. И затем Адлер снова подытоживает: чтение ради информации – это первый тип книг, а чтение ради понимания – это второй тип книг.

Как ваша голова? )) Ладно, ещё чуть-чуть и пост закончится.

Мортимера интересует чтение ради понимания, освоить которое можно путём чтения великих книг, поскольку именно такие книги содержат в себе оригинальные сообщения. Чтение ради понимания – это интеллектуальное искусство. Оно обогащает словарный запас, развивает умение высказываться ясно и чётко, позволяет выразить, найти и уточнить оттенки смысла прочитанного произведения.

М.Адлер предлагает попробовать читателям освоить три вида прочтения книг, следуя предложенным им правилам. (Да, ещё есть три вида прочтения: структурное, интерпретирующее и критическое!) Он делает упор на правилах прочтения научных книг, однако затрагивает и художественные книги, впоследствии предлагая правила для чтения чего угодно. 

Лично меня Адлер убедил в важности понимания прочитанного. Изучая его правила чтения книг, вижу, что основную массу – ха! все, все художественные книги! – я прочитала только ради развлечения. Школьные уроки литературы, где мы разбирали символизм грозы в одноименной пьесе Островского, слились в моей голове в сплошной поток мучений, поскольку цель такого разбора, его полезность для жизни, не была мне ясна. Меня пытались научить понимать без объяснения ценности мыслить самостоятельно и свободно.

Чтение ради понимания (особенно чтение великих книг) неизбежно ведёт к своим собственным умозаключениям, к диалогу с автором, развивает грамотный критический взгляд, позволяет уверенно вести дискуссию на темы, вечно волнующие человечество.

Конечно, Адлер - не единственный автор, озаботившийся проблемой чтения в современном мире. Есть и другие. Но пока я прочитала Адлера и законспектировала 8 тетрадных листов мелким почерком ))

Не знаю, будет ли вам, особенно, если вы – филолог, данная книга полезна. Такой вывод сможете сделать только вы, самостоятельно прочитав книгу Адлера. Наверняка, в интернете книгу можно найти в открытом доступе или скачать в электронном виде. Лично я брала книгу в библиотеке искусств. Мне она оказалась полезной, и я уже выбрала небольшое произведение, которое намерена прочитать по правилам Адлера.

Если есть желание встретиться, пройтись по моему конспекту и попробовать вместе со мной почитать книгу по правилам Адлера, напишите мне об этом в комментариях ))

#сообщество_антонина_яхина #обзоркниг #книжныйобзор #адлер #книгаадлера #мортимерадлер #сообществочитателей #обучение #какчитатькниги #прокниги #читатькнигу #писательство #писательскийблог #литературныйблог #блогписателя #чтениекниг #обсуждениекниг