За последние тридцать лет многое изменилось. Но особенно сильно, как мне кажется, изменилось отношение к детству. Вот несколько отличий, которые приходят в голову.
- 1. Сейчас так беспокоятся за детей, что боятся подпускать к ним взрослых. В моем дворе, например, тридцать лет назад жил старичок, который смастерил из подручных средств волшебный поезд и катал на нем детвору. За ним всегда бегала стайка детей, в том числе и детей и неблагополучных семей, родителям которых было не до них. Сейчас бы, думаю, старичка этого просто прогнали со двора инициативные родители, подозревая в чем-то нехорошем.
- 2. Раньше учитель отличался от большинства людей тем, что он а) умнее и начитаннее, б) интеллигентнее, в) предан своему делу и верит в него, г) является мостом в лучшую жизнь. Теперь от учителей требуют скорее не ума и знания психологии детей, а какой-то бесполости. Почему-то считается, что безопасен именно бесполый учитель. Всякое покушение на то, чтобы подчеркнуть пол (надеть купальник, женственно выглядеть, и т.д.) беспощадно пресекается.
- 3. Мир стал для детей более безопасным. На родителях теперь лежит обязанность караулить своих детей почти круглосуточно. Хотя раньше можно было услышать множество историй про «бегали одни во дворе», «пошли одни на речку», «залезли в заброшенный сад», и так далее. Дети в большей степени сами себя развлекали и отвечали за собственную безопасность. Раньше взрослый был в большей степени кормилец и источник денег на школьную форму. Сейчас родитель – это работник камеры хранения и менеджер по развитию.
-4. Раньше родительской фигуре придавали ореол божественности и вечной жертвенности. Родители – это святое. Сейчас к родительским фигурам очень много вопросов. Там сломали, тут не услышали, здесь продавили. А еще оставили кучу детских травм… Это похоже на массовое производство буратин, которые потом подадут иски если ты отшлифовал их достаточно хорошо или сделал нос чуть короче.
-5. Из-за доступности информации и ее обилия у детей возникает ложное ощущение, что они ориентируются в мире лучше взрослых. Иногда им даже удается в этом убедить окружающих, ведь они правда ловчее во многих вещах, особенно тех, что связаны с гадежтами. Они могут много знать (точнее запоминать благодаря механической памяти), много уметь, но их мозговые структуры при этом еще не созрели, они не держат удар, они очень хрупки и подвержены влиянию. Это понимание иногда приходит к взрослым в самый неожиданный момент, а иногда вообще не приходит.
- 6. Не знаю, были ли такое ощущение только у меня, но детство считалось как бы неким перевалочным пунктом, из которого надо как можно скорее свалить. «Вот вырастешь, тогда…» или «Только для взрослых» (там, наверное, все самое интересное). А сейчас из детства не больно-то хотят отправляться во взрослую жизнь. Взросление похоже на изгнание из рая – вот у тебя все было и не надо было работать. А теперь и работать надо, и заниматься какой-то ерундой.
- 7. Это не они отстают в развитии. Это от них отстают. Я о том, что иногда современных детей демонизируют буквально. Например, чего стоит претензия «не общаются, пялятся в свой компуктер», или «в транспорте не читают больше, тычут в свои мобильники». Ну конечно, рассматривают углы компьютера и кнопки на телефоне. И главное, говорящие, до сих пор путешествующие исключительно с журналом «Зятек», сами в это верят...
Словом, дети как дети, только высокоскоростные потоки информации их немного испортили. Ну и чрезмерная родительская бдительность. А вот что с родителями, которые каждый день выдают десятки сумасшедших инициатив по защите детей от жизни, я вам сказать не могу…
Как вы видите, чем отличаются наши дети от нас?