Найти тему
museumrb

Первый советский массовый фотоаппарат «Фотокор-1»

Фотоаппарат «Фотокор №1» (также «Фотокор-1», часто — просто «Фотокор») — советский пластиночный складной фотоаппарат 1930—1940-х годов. Первый советский массовый фотоаппарат: за 11 лет производства (с 1930 по 1941 годы включительно) выпущено более 1 миллиона экземпляров.

Разработка фотоаппарата продолжалась с 1928 по 1930 год, когда новый фотоаппарат под маркой «Фотокор №1» поступил в серийное производство. Фотоаппарат представляет собой пластиночную складную универсальную камеру формата 9х12 с двойным растяжением меха (движением металлических салазок объективной стойки по корпусу фотоаппарата и движением самой объективной стойки по салазкам). Мех камеры — пирамидальный.

Как и у других аналогичных камер, особенностью «Фотокора-1» является возможность перемещения объектива в объективной стойке в горизонтальном и вертикальном направлениях. Система наводки камеры на резкость — по матовому стеклу на задней стенке корпуса, а также по шкале расстояний. Для удобства использования дверца матового стекла в открытом состоянии образовывала небольшую матерчатую шахту. Фотоаппарат имел два видоискателя — поворотный зеркальный и рамочный (две рамки, на корпусе фотоаппарата и на стойке объектива).

Фотоматериалом служили стеклянные фотопластинки формата 9*12 см. Пластинки заключались в металлические кассеты, односторонние и двусторонние, вдвижного типа. Дополнительно фотоаппараты оснащались фильмпак-адаптером и жидкостным уровнем для облегчения установки камеры в горизонтальное положение (устанавливался на зеркальном видоискателе).

Габариты фотоаппарата в сложенном виде — 160х115х64 мм, вес — 1,15 кг. Корпус фотоаппарата обтягивался черным кожзамом, металлические детали хромировались и никелировались. Для удобства использования в верхней части корпуса фотоаппарата имелась чёрная кожаная ручка-ремешок с тиснением «Фотокор №1». Фотоаппараты комплектовались также жестким кожаным чехлом-кофром.

«Фотокор-1» позиционировался, как «универсальный» фотоаппарат. Благодаря достаточно широкому диапазону доступных значений экспозиции, камера могла применяться как для павильонных съемок со штатива, так и для всех других видов съемок при различных условиях освещенности. Двойное растяжение меха, уникальное в практике отечественного фотоаппаратостроения, позволяло применять «Фотокор» для различных репродукционных работ и макросъемки. Подвижное крепление объектива обеспечивало аппарату возможность снимать архитектуру в разных ракурсах без перспективных искажений.

Наводка «Фотокора» на резкость осуществлялась методом растяжения меха. Поскольку мех имел двойное растяжение, грубая наводка осуществлялась вручную — стойка объектива выдвигалась на позицию по салазкам. Затем, перемещая сами салазки с помощью рифленого никелированного ролика, можно произвести точную наводку. Резкость настраивается по матовому стеклу в задней стенке камеры. После настройки резкости, выбора диафрагмы и выдержки, задняя стенка корпуса с матовым стеклом снимается и на ее место устанавливается кассета с фотопластинкой. После установки кассеты извлекается прикрывающий фотопластину шибер (заслонка), и фотоаппарат готов к съемке.

Важным является тот факт, что печать со стеклянных фотопластинок проводилась контактным методом. Благодаря мобильности данного метода печати, «Фотокор» стал классической камерой для съёмки фотохроники периода Великой Отечественной войны.

Представленный фотоаппарат «Фотокор №1» имеет учётный номер ДИКМ ОФ 2159. Сведения о нём опубликованы во всероссийской публичной базе данных – Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=21431502.

Список использованной литературы:
1) Сыров А. А. Путь фотоаппарата. Из истории отечественного фотоаппаратостроения. – Москва: Искусство, 1954.
2) "Фотокор №1". 1930-1941, "ГОМЗ" (1930-1931 - «ТОМП») // Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. – Режим доступа: http://www.photohistory.ru/1207248173726714.html

Автор статьи: старший научный сотрудник, ответственный хранитель фондов Дюртюлинского историко-краеведческого музея Батырова Лилия Нафисовна.