87,9K подписчиков

Канадский психолог рассказал о самой популярной и разрушительной психологической игре, в которую играют взрослые люди по всему миру

4,6K прочитали
Взрослые люди играют не меньше детей, играют много и разрушительно
Взрослые люди играют не меньше детей, играют много и разрушительно

В чём разница между детскими и взрослыми играми

Наверняка вы наблюдали за увлечённо играющими детьми. Им 8 лет - они играют, им 9-ть - они продолжают играть, им 10 - они всё ещё играют... Но однажды наступает тот момент, когда их перестают интересовать солдатики и куклы. И вы говорите: "Ну, вот. Дети повзрослели", имея в виду, что взрослые люди не играют в игры.

Канадский психолог Эрик Берн доказал: люди не перестают играть в игры с возрастом.

Однажды в предпринимательском клубе я наблюдал такую картину. Выступающий рассказал собравшимся о своей проблеме, предложив обсудить её решение. Присутствующие с готовностью подхватили это предложение и варианты решения стали формулироваться один за другим. И чем энергичнее они находились, тем энергичнее отвергались спикером по одной и той же схеме:

- Это хороший вариант, но мне не подходит, потому что...

Слушая аудиторию, я вдруг понял, что Эрик Берн, вводя термин "игра", не имел в виду игру в переносном смысле слова. Он говорил о самой настоящей игре, ровно такой же, в какую играют маленькие дети.

ПРИМЕР. Дети строят город, выбирают себе персонажей и начинают отыгрывать роли. Какая у них задача? Проявить максимум фантазии. Тот, кто энергичнее, напористее, демонстрирует смекалку и изворотливый ум, добивается "успеха" в построенном городе.

Во взрослых играх - всё точно так же. С той лишь разницей, что дети договариваются "давайте поиграем", а взрослые свои игры маскируют серьёзными минами и таким же тоном. Именно поэтому Эрик Берн писал о том, что игры взрослых - это всегда отсутствие искренности.

В том самом клубе предпринимателей я наблюдал игру, которую Берн назвал "- А почему бы тебе.... - Да, но...". Это одна из самых популярных взрослых игр по всему миру: в неё играют в США, Европе, России и Китае. Её смысл настолько же прост, насколько разрушителен.

В чём разница между детскими и взрослыми играми Наверняка вы наблюдали за увлечённо играющими детьми. Им 8 лет - они играют, им 9-ть - они продолжают играть, им 10 - они всё ещё играют...-2

Что придаёт игре разрушительный характер

Итак, почеркну ещё раз:

если дети договариваются заранее "давайте поиграем", то взрослые не делают этого - они начинают игру и втягивают в неё других, не предупредив, что всё это - лишь игра.

Взрослый солидный мужчина заявляет для обсуждения проблему вовсе не для того, чтобы кто-то помог ему найти её решение, а лишь для того, чтобы продемонстрировать изворотливость своего ума и смекалку, находя обоснования неэффективности предлагаемых мер. И если он результативно сумеет отвергнуть все варианты и сам не будет загнан в тупик, в аудитории возникнет пауза молчания, символизирующая его победу.

ЭТО ОЧЕНЬ НАПОМИНАЕТ ИГРУ В ГОРОДА ИЛИ ЧТО-ТО ПОДОБНОЕ.

Однако в случае с детьми игра - это развивающий инструмент, оттачивающий те или иные навыки. В случае же с вышеописанными играми взрослых они, напротив, деструктивны, приводят к пустым потерям энергии и обрезают возможности личностного роста (уход от реального решения проблем). Почему?

Ответ прост: дети понимают, что их действо - игра, а взрослые стараются это скрыть. Если бы взрослые умели понимать, что спонтанно организуют такие игры, понимать их правила и цель, оговаривать их вслух, то... Отказывались бы от такого времяпрепровождения. В этом и заключается личностный рост по Эрику Берну и смысл его психотерапии.

Рудияр

Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК