Найти в Дзене

Равнина, или, вернее, долина, или, вернее, лощина

У этого произведения сложилась странная репутация — отчасти, благодаря экранизации, отчасти, благодаря слухам, основанным на предубеждениях тех, кто на самом деле его не читал. При упоминании «Легенды о Сонной Лощине» у многих в памяти возникает атмосфера, напоминающая о «нечистых местах», призраках, встающих по ночам, зловещих преданиях, шабашах вождей, прорицателей и колдунов обитавших здесь ранее племен, «тень гессенского кавалериста»… «Вся округа изобилует местными сказаниями…» Лишь некоторые помнят, что в тексте прежде всего сказано, что местность была расположена в глубине одной из просторных бухт, «там, где моряки всегда убирали часть парусов и молились св. Николаю о заступничестве и покровительстве, а небольшая долина неподалеку от деревни, или, вернее, лощина, окруженная высокими холмами, являлась одним из самых безмятежных и мирных уголков на всем свете… Если я затоскую когда-нибудь об убежище, в котором я мог бы укрыться от мира и его суетности и прогрезить в тиши остаток

У этого произведения сложилась странная репутация — отчасти, благодаря экранизации, отчасти, благодаря слухам, основанным на предубеждениях тех, кто на самом деле его не читал.

При упоминании «Легенды о Сонной Лощине» у многих в памяти возникает атмосфера, напоминающая о «нечистых местах», призраках, встающих по ночам, зловещих преданиях, шабашах вождей, прорицателей и колдунов обитавших здесь ранее племен, «тень гессенского кавалериста»… «Вся округа изобилует местными сказаниями…»

Лишь некоторые помнят, что в тексте прежде всего сказано, что местность была расположена в глубине одной из просторных бухт, «там, где моряки всегда убирали часть парусов и молились св. Николаю о заступничестве и покровительстве, а небольшая долина неподалеку от деревни, или, вернее, лощина, окруженная высокими холмами, являлась одним из самых безмятежных и мирных уголков на всем свете… Если я затоскую когда-нибудь об убежище, в котором я мог бы укрыться от мира и его суетности и прогрезить в тиши остаток моей беспокойной жизни, то мне не найти уголка более благословенного, чем эта маленькая лощина»... * На дне лощины ласково бормотал ручеек, над ней раздавалось чуть слышное пение птиц – вот и все звуки, нарушавшие ее тишину. Такова она на самом деле, Сонная Лощина.

-2

Автор упоминает о мирном и безмятежном уголке с умилением: в этих «голландских» долинах, отличающихся затишьем и покоем, многое не меняется десятилетиями, поток перемен проходит мимо этих мест, а тихие заводи остаются прежними — в природе, в обычаях и нравах. Местность эта, однако, несколько «дремотна», воздух здесь насыщен некими «мечтательными чарами», что может повлиять на чувствительного, суеверного молодого человека, в душе которого скрыты сумеречные тени.

-3

Таким и был учитель здешней школы, чей досуг заключался в том, что он прогуливался с компанией местной молодежи, срывал для девушек дикий виноград, обвивавший нависшие над церковным двором деревья, читал могильные эпитафии, задумчиво ходил вдоль темного берега мельничного пруда, примыкавшего к кладбищу, и поглощал одну за другой старинные, полные ужасов повести, пока вечер не скрывал окончательно очередную страницу. И если в процессе вечернего чтения мимо молодого человека пролетал жужжащий жук и ненароком касался его лица, тот, уверенный, что до него дотронулся колдун, начинал распевать псалмы… Его несколько гнусавое пение разносилось по лощине и наводило уныние на земляков.

И все же, несмотря на мрачные думы, обуревавшие молодого человека, ему, скорее всего, удалось бы прожить мирную, спокойную жизнь, если бы не женщина… и если бы не очередная жуткая легенда, в которую он так крепко верил.

-4

Стиль «Легенды о Сонной Лощине» — живописный, вкрадчивый, тщательно прячущий иронию. Вы видите здесь ироничные описания? А они есть.

Словом, посмотрите на душистые связки сушеных яблок и персиков, благоухающие горки красного перца, старинный фарфор и серебро этих тихих домов, апельсины и морские раковины, украшающие камины, на настоящих волшебников здешних мест — хозяйственных и добродушных голландских поселенцев… Они работают не покладая рук, но знают цену и часу веселья. Безусловно, они способны вступать в соперничество за любовь, когда сердце не оставляет выбора, и могут хранить про запас отличную шутку, которая, собственно, и превращается в воображении многих в ту самую легенду о Сонной Лощине, от коей так веет страхом.

-5

И это все, что нам сегодня хотелось бы рассказать о Сонной Лощине, кроме того, что «здесь были черные певчие дрозды, летавшие темною тучей; золотокрылый дятел с малиновым гребешком, широким черным ожерельем и ярким радостным оперением; свиристель с красными по краям крылышками, с желтым кончиком хвоста и маленькой шапочкой из крошечных перышек… Горизонт, сначала горевший червонным золотом, постепенно меняя окраску, приобрел оттенок, свойственный золотисто-зеленой кожице зрелого яблока... Вдалеке виднелось маленькое суденышко, медленно спускавшееся вниз по течению, с парусами, праздно повисшими вдоль мачты. И так как в неподвижной воде отражалось небо, казалось, будто суденышко это парит в воздухе…»

* Переводчик: А. С. Бобович

________________________________________________________________________

Приглашаем Вас в Самарскую областную универсальную научную библиотеку! В нашем фонде более 4 млн книг!