Найти в Дзене

Общественная жизнь в губернской Самаре

До чего же интересно полистать историко-статистический очерк «Двадцатипятилетие Самары как губернского города» Петра Владимировича Алабина! Изданный в 1877 году, он и по сей день служит надежной опорой в источниковедении для ученых-историков, краеведов, культурологов и всех любознательных. Если спуститься вниз по оглавлению, то можно обнаружить любопытную заметку «Общественная жизнь в Самаре», в которой легендарный Петр Владимирович дает оценку так называемому новому самарскому обществу, в котором «сказывалось что-то свежее, молодое, особенно в чиновном люде, съезжавшемся сюда со всей России и составлявшем главный контингент местной интеллигенции». Отрадно, что с первых лет жизни губернского города сословной розни особо не замечалось, будто общество было почти единое целое. Так, и чиновник, и купец чувствовали себя как дома, и самые главные по численности обыватели – мещане – по уверениям Алабина, представляли больше самобытности и свободы, чем в каком-либо другом городе. И несмотря на

До чего же интересно полистать историко-статистический очерк «Двадцатипятилетие Самары как губернского города» Петра Владимировича Алабина! Изданный в 1877 году, он и по сей день служит надежной опорой в источниковедении для ученых-историков, краеведов, культурологов и всех любознательных.

Если спуститься вниз по оглавлению, то можно обнаружить любопытную заметку «Общественная жизнь в Самаре», в которой легендарный Петр Владимирович дает оценку так называемому новому самарскому обществу, в котором «сказывалось что-то свежее, молодое, особенно в чиновном люде, съезжавшемся сюда со всей России и составлявшем главный контингент местной интеллигенции».

Отрадно, что с первых лет жизни губернского города сословной розни особо не замечалось, будто общество было почти единое целое. Так, и чиновник, и купец чувствовали себя как дома, и самые главные по численности обыватели – мещане – по уверениям Алабина, представляли больше самобытности и свободы, чем в каком-либо другом городе.

И несмотря на то, что в Самару в те годы ссылали «всевозможных вредных людей и по суду, и административным порядком», все же общественная нравственность здесь не представлялась «более слабою, чем в других отечественных городах».

В целом, общественная жизнь в губернской Самаре проявляла себя в клубах, за картами, иногда – за танцами с маскарадами и театрами. К слову, домашние балы и вечера уступали общественным удовольствиям без сословных предрассудков. Оттого и процветал старейший в городе клуб Благородного собрания, который «рельефно» выражал способность сближения разного люда. Вскоре здесь появился клуб Сельскохозяйственного собрания, и еще чуть позже – клуб Коммерческого собрания: «Шли в этот клуб, как и в другие, с единственною целью отдохнуть от дневных трудов и по возможности веселее провести вечер».

И даже зима не была сезоном затишья, она в Самаре «проводилась всегда довольно шумно».

Примечательно, что в 1868–1869-е годы устраивались вечеринки для нижних чинов в заботе «об удовольствиях и развлечении и меньшой братии» – например, для писарей местного воинского управления. На одном таком мероприятии из 200 посетителей (в том числе до 70 дам) присутствовали не только военные, но и их знакомые из местных жителей. Танцевали кадриль и разные легкие танцы, подавали чай и лакомства. Алабиным замечено: «Устройством такого рода вечеринок думали отклонить военных писарей и вообще нижних воинских чинов от излишнего употребления крепких напитков в праздники. Неизвестно достигла ли эта затея своей тенденциозной цели, но что она должна была способствовать к умягчению нравов военного люда и иметь, в некоторой степени, цивилизаторское на него влияние – это несомненно».

Старая Самара. Пересечение улиц Николаевской (Чапаевской) и Алексеевской (Красноармейской). Фотография из книги «Невиданная Самара : альбом уникальных фотографий города Самары и ее окрестностей для чтения и рассматривания любознательными читателями. – Самара, 2014.
Старая Самара. Пересечение улиц Николаевской (Чапаевской) и Алексеевской (Красноармейской). Фотография из книги «Невиданная Самара : альбом уникальных фотографий города Самары и ее окрестностей для чтения и рассматривания любознательными читателями. – Самара, 2014.

Самарскому обществу также и театр доставлял истинное удовольствие. Разве что не каждый год было суждено горожанам иметь хорошо организованную труппу, однако же «сколько-нибудь порядочная» труппа на своих представлениях по обыкновению имела полный зал.

В знойные летние вечера местное общество после томительного дневного жара устремлялось на прогулку Струковский сад гулять «под тенистыми деревьями, любоваться на Волгу и слушать музыку». Именно Струковский был «самым любимым летним гульбищем городского населения», а «днем – это любимое гульбище детей», вереницы которых бегали по его дорожкам и площадкам под надзором своих нянек и гувернанток.

Здорово, что эту заметку можно прочитать, не выходя из дома. На сайте Самарской областной универсальной библиотеки «Двадцатипятилетие Самары как губернского города» доступно круглосуточно и ежедневно. На долгую память!