Найти тему

БИТЬ ИЛИ НЕ БИТЬ: ТРИ ПОДХОДА К ГЛАВНОМУ ВОПРОСУ МОРАЛИ

Все наши мысли, слова и поступки определяются заложенными в нас нравственными ценностями и установками. Более того, мы убеждены, что культура, экономика и политика любого государства в большей степени определяется именно господствующей в обществе системой ценностей, нежели волей одного или нескольких его лидеров.

Наука, изучающая системы ценностей и нормы морали, называется этикой. Одной из центральных проблем философской этики является правомерность применения насилия. Именно о ней мы и хотим сегодня поговорить с Вами в нашей рубрике "Думаем вместе".

Можно выделить три принципиально отличающихся друг от друга подхода.

1) ПРАВО СИЛЬНОГО

"Насилие можно применять к тем, кто слабее и не может постоять за себя"

На этом праве строилась иерархия общества практически всех древних рабовладельческих и феодальных государств. Во многом оно господствует и в современных странах с высоким уровнем коррупции.

Обоснований права сильного над слабым существует два:

а) Традиционное - "Вся власть от бога".

В большинстве древних государств власть правителя считалась "божественной". 

б) Эволюционное - "Сильный пожирает слабого"

Сторонники этого объяснения обычно приводят в пример эволюцию живых существ: более сильные особи оставляют более здоровое потомство, а более слабые - вымирают. На этом принципе, в частности, было основано популярное в конце XIX - начале XX веков направление социал-дарвинизма.

И хотя право сильного царило в умах людей всего мира на протяжении тысячелетий, пожалуй, первым мыслителем, не испугавшимся назвать вещи своими именами, оказался Фридрих Ницше:

«Я смеялся часто над слабыми, которые мнят себя добрыми, потому что у них расслабленные лапы».

«Живое существо прежде всего стремится показать свою силу – сама жизнь и есть стремление к власти».

Однако при кажущейся логичности этот подход имеет существенные недостатки:

- Более детальное изучение процессов эволюции показало, что не менее важную роль, чем конкуренция, в них играет взаимовыручка;

- Право применять силу к другим народам на основании мнимого превосходства своего легло в основу фашистской идеологии и до сих пор является причиной большинства войн;

- Право брать столько, сколько сможешь, неминуемо приведёт Человечество к истощению планетарных ресурсов и глобальному экологическому кризису.

2) ОКО ЗА ОКО

"Насилие можно применять только в ответ на насилие"

Этот древний принцип справедливого возмездия фигурировал в Ветхом Завете и в законах Вавилонского царя Хаммурапи, призванный хоть немного обуздать институт кровной мести. В той или иной степени он перекочевал оттуда практически во все уголовные кодексы мира, устанавливающие за каждое преступление соразмерное ему наказание. 

Отправляя своих детей в школу или детский сад, мы напутствуем им: "Первым в драку не лезь, но если кто ударит - дай сдачи".

Принцип "око за око" большинству людей представляется более логичным и справедливым, чем право сильного. Боясь понести наказание, человек будет воздерживаться от причинения зла другим. 

Этот же принцип лежит в основе революционного сознания. Угнетатели, причиняя зло угнетаемым, сами дают им моральное право применять по отношению к ним силу. Подобных идей придерживались Эрнесто Че Гевара и Лев Троцкий.

Однако, критики подхода обращают внимание на следующие его недостатки:

- несмотря на то, что принцип "победить зло силой" применяется в уголовном и международном праве уже много веков, преступления всё равно продолжают совершаться, а в многочисленных войнах всё равно гибнут миллионы людей;

- отвечая злом на зло, мы увеличиваем общее количество зла, а не уменьшаем его. 

"Старый закон „око за око“ оставит всех слепыми" - говорил пастор Мартин Лютер Кинг, возглавивший в середине XX века ненасильственную борьбу за права темнокожих американцев.

3) ПРИНЦИП НЕНАСИЛИЯ

"Насилие недопустимо в принципе"

Этот кажущийся нетривиальным подход был подробно изложен в Нагорной проповеди Иисуса Христа:

"Во всем поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами".

"Вы слышали, что было сказано: «око за око, и зуб за зуб». Я же говорю вам: злому не противься, но если кто ударит тебя в правую щеку, подставь ему другую"

"Вы слышали, что было сказано: «возлюби ближнего твоего, и возненавидь врага твоего». Я же говорю вам: любите врагов ваших"

В просвещённом XIX столетий идеи ненасилия высказывали американский философ Генри Дэвид Торо и русский писатель Лев Николаевич Толстой.

Долгое время принцип ненасилия считался некой далёкой от реальности мечтой, пока в XX веке индийский духовный лидер Махатма Ганди не доказал на практике, что его можно применять в том числе для достижения социальной справедливости. Используя лишь ненасильственные методы сопротивления (забастовки, голодовки, шествия), Ганди и его последователям удалось сбросить со своего народа колониальный гнёт Британской империи. Позже идеями Ганди вдохновлялись гражданские активисты всего мира.

Современные исследования учёных Гарвардского университета Эрики Ченоуэт и Марии Стефан показали, что мирные протесты вдвое эффективнее протестов с применением насилия, и 53% из них достигают желаемого результата. Причем для того, чтобы заставить политические элиты пойти на существенные уступки, достаточно участия в мирном протесте всего 3,5% населения! 

Дело в том, что отказываясь от применения силы, протестующие демонстрируют свое моральное превосходство над оппонентами, вызывают больше симпатий у окружающих и даже заставляют часть силовиков усомниться в правильности своих действий.

Ещё одно интересное применение принцип ненасилия нашёл в норвежской тюремной системе, где гуманное и уважительное отношение к заключенным в разы снижает количество рецидивов. При этом карательное правосудие большинства стран вовсе не способствует исправлению человека, а лишь подвергает его унижениям и временно изолирует от общества.

Вопреки расхожему заблуждению ненасилие - путь не слабых, а, наоборот, невероятно сильных духом людей. Ганди говорил, что никогда не сможет научить ему труса. 

Кстати, в детстве мы не задумывались над этим, но в культуре весьма ярким образом, "побеждающим добром зло", является Кот Леопольд из популярного советского мультфильма.

А какой подход ближе всего Вам? И как Вы считаете, какой подход господствует сейчас среди наших сограждан?

ОПРОС

#ЛГО_Думаем_вместе

#ЛСА