Тут нам опять хотят статус учителя повысить. Ну по крайней мере, Президент нашему министру такое поручение дал, устное. Министр, ясно дело, под козырек взял, мол, будет исполнено. А до этого он, бедненький, и не подозревал, что у учителя что-то как-то не то со статусом. Нет, про престижность говорил, но статус – это ведь совершенно другое. Короче говоря, судя по всему, будет наш министр создавать очередную рабочую группу совместно с депутатами Государственной Думы. Да, прям так и заявил: «Мы сегодня с депутатами Государственной Думы обсуждаем вопрос закрепления, возможно, особого статуса учителя». Вот и думаю, может позвонить, попросить Вячеслава Викторовича по старой Саратовской памяти включить меня в эту группу? Думаю, он бы мне не отказал. Да мараться неохота.
На самом деле уже достаточно давно идет разговор о том, что необходимо приравнять учителя к государственному служащему. Но все упиралось как всегда в формальный показатель: школы имеют муниципальное подчинение, в редком случае региональное. А как известно, по закону о государственной службе муниципальные служащие не могут считаться государственными. Читаем внимательно законы «О системе государственной службы» (от 27.05.2003 № 58-ФЗ) и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ). Нет, чисто теоретически, если предположить, что все школы из МБОУ станут ГБОУ, то да, как бы Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение. Государственное! Но! Государственная гражданская служба – это исполнение полномочий федеральных государственных органов, региональных государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности на федеральном и региональном уровнях. То есть школа, даже став ГБОУ, никак не попадает даже под статус «региональных государственных органов». Другими словами, те, кто мечтает о том, чтобы учителей приравняли к государственным служащим, – продолжайте мечтать.
Не сомневаюсь, что чуть позже наш министр заявит что-то типа того, что он бы и рад приравнять, но вот ЗАКОН… закон не позволяет. А изменить закон он не может, какие-то очередные злые дяди не дают. Ну это как с повышением зарплаты учителей и отрицательными заключениями минфина. Министр за нас горой, а минфин плохой. И претензии этому самому мину, который фин, предъявляйте. Кстати, очень удобная позиция. Причем даже то, что это поручение Президента, совершенно ничего не значит. Вон он (в смысле Президент) еще в 2012 году поручение по зарплатам учителям дал, и что? Нет, выполнить-то его выполнили, корявенько, подленько, только кому от этого лучше стало? Вот так и сейчас. Посовещаются, посоветуются и внесут изменения в наш родной 73 ФЗ. Ну, например, считать профессию учителя почетной, может, даже всем учителям по медальке выдадут – учитель. И сразу статус появляется. Ты кто? Учитель! Ааааа…. Почетный… Вон и медалька есть. Право слово, ожидать от них чего-то большего, думаю, не стоит.
И я опять возвращаюсь к тому, о чем говорю и пишу уже на протяжении больше чем двадцати лет – школы должны непосредственно подчиняться Министерству просвещения. Ничего не имею против такого, к примеру, наименования: «Средняя общеобразовательная школа села Алексеевка Касторенского района Курской области департамента школьного образования Министерства просвещения Российской Федерации». Пусть корявенько (над формулировкой подумать можно), но зато всем понятно – Государственная организация, в которой работают государственные служащие (чиновники по-простому). И все вопросы снимаются, причем по всем направлениям сразу. И в отличие от какого-нибудь мелкого клерка в министерстве, всем понятно, что учителя действительно занимаются Государственным Делом. И, кстати, да, это будет самое большое министерство в стране, почти полтора миллиона человек, больше, чем всех госслужащих на данный момент (их, если верить статистике, сейчас в районе восемьсот тысяч). А как сразу подрастет статус министра! Подчиненных больше, чем у Колокольцева! И совсем чуть-чуть уступал бы Шойгу, ну после августовского указа Президента, когда он численность вооруженных сил до двух миллионов довел, а до этого всего-то миллион с чем-то было.
Впрочем, о чем это я? Ему тогда работать придется, а он не умеет…