Решения Вселенских Соборов разделяются на две группы: на догматические определения и на каноны, или правила. Есть определения Вселенских Соборов, а есть правила, или каноны Вселенских Соборов. Определения имеют отношение к догматам, и эти определения вечны и недвижимы. Упразднение определений Вселенских Соборов, отказ от них представляет собой ересь, отсечение от тела Церкви и, как следствие, лишение спасения.
Итак, определения Вселенских Соборов имеют отношение к вере, к догматике Церкви, тогда как правила и каноны Вселенских Соборов регулируют вопросы управления Церковью и порядков в Церкви. Подобно определениям, правила тоже принимаются в Духу Святом и имеют высочайший авторитет. Однако, если возникнет необходимость и духовная реальность потребует этого, каноны или правила Церкви могут измениться или даже отмениться. Однако, сделать это может только Вселенский Собор.
Отдельные епископы, или какие-то местные соборы, синоды этого сделать не могут. Например, какой-то канон Церкви определяет церковные правила, уставы относительно постов. И там говорится, что христиане должны поститься в Рождественский пост, в Великую Четыредесятницу перед Пасхой, в Успенский пост, в среду и пятницу всего года и так далее.
Вы читаете отрывок из пятого тома книги архимандрита Епифания Хаджиянгу "Символ веры. Осмысление". Готовится к печати издательством "Орфограф" в 2023 году.
И это решение — соборное решение. Поэтому сейчас не может какой-то епископ, например, выйти на амвон и заявить: «Я в своей епархии посты отменяю, не поститесь, дорогие мои христиане, столь много дней и не изводите себя понапрасну, а поститесь только по пятницам, — я к примеру сейчас говорю, — а в среду можете кушать мясо, запивая его молоком».
Нет, недопустимо такое, не может ни один епископ во всём свете так сказать. И даже синод какой-то Поместной Церкви не может такое решение принять. Для того, чтобы изменить что-то, например, в правилах Церкви о посте, должен снова собраться Вселенский Собор. И тогда уже, если Вселенский Собор это отменит — а он имеет на это право, пусть это является правилом Церкви. Каноны, правила Собор может менять. А вот о догматических определениях даже и речи быть никакой не может, невозможно никогда и ни при каких условиях изменение догматических определений. Потому что, как мы сказали, они имеют отношение к вере.
Как мы сказали раньше, Церковь — это не только клир, не только священство, это ещё и народ церковный. Так и в решениях Соборов верующие люди принимают участие, и часто, пусть вам не покажется это странным, даже очень часто верующий народ изменяет решения Соборов, как-то их корректирует или что-то в них отменяет. Да-да, даже отменяет!.. Верующий народ, он ведь тоже защитник и охранитель православной веры. И, в конечном итоге, верующий народ, люди Церкви, принимая или отвергая решение Соборов, подтверждает или не подтверждает действительно ли эти соборные решения принимались в Духе Святом, или нет. Потому что, дорогие братья сёстры, Собор не прекращает быть собранием несовершенных людей, у которых есть слабости, страсти и грехи, и есть вероятность того, что в конечном итоге эти люди примут решение не в согласии с волей Божией.
И вот тогда Святой Дух, который не позволяет Церкви уклониться в прелесть, просвещает народ церковный, и именно он, именно народ церковный подтверждает решение какого-то Собора, или же, наоборот, его отвергает. У нас есть такие примеры и их очень много в истории нашей Церкви. Такие Соборы, которые были отвергнуты народом, и Соборы, решения которых, в виду отвержения народом считаются недействительными, случались в большом количестве в Церкви.
Например, одиозный «Собор под дубом» (403 год), на котором был осужден святой Иоанн Златоуст, а также к числу таких соборов или, лучше сказать, лжесоборов относится Ферраро-Флорентийский Собор (1438-1439), на котором была подписана уния с католиками. Но народ не принял решения таких и подобных им соборов, поэтому и наша Церковь их отвергла.
Все бумажные книги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу здесь
Все аудиокниги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все электронные книги преподобного Паисия Святогорца здесь