Найти тему
Прихожанин

Как Господь меня учит быть нормальным человеком

Елена Кучеренко

В очередной раз обращусь к одной из самых моих любимых тем – как Господь учит нас «хорошо себя вести». Не гордиться, не осуждать, не превозноситься, а быть если не очень хорошими, то хотя бы нормальными людьми. Не знаю, как вы, но на себе я это вижу регулярно. И в мелочах Он учит, и в чем-то более крупном.

* * *

Вот, например, недавно причащалась я на Рождество, а потом взяла благословение причаститься еще и через два дня – на Святках. А почему, собственно, нет? Поститься особо не надо, по Уставу не положено. А вопрос еды – это ж самый главный духовный вопрос... Шучу, конечно. Вычитать для меня не проблема, младшая дочь днем не спит, но уходит на ночной сон в 19.00 и в 7 утра только встает. Так что времени навалом.

– Да и с рождественской исповеди до следующей пару дней пройдет, – говорила я Оленьке, нашей свечнице. – Не успею сильно нагрешить, подойду к аналою не как побитая собака, а с гордо-поднятой головой.
– Считай, что тебя
там уже услышали? – многозначительно улыбнулась Оленька и показала пальцем на небо.

...Через день я поругалась в воскресной школе с одним из педагогов так, что дрожали стекла, а перепуганный батюшка прибежал нас разнимать. Само-собой – по поводу Украины...

– Спокойно-спокойно... Рождественские дни, – говорил он. – Ну как не стыдно, такой праздник.

Но мне в тот момент не было стыдно! Я выпрыгивала из-за него, чтобы окончательно донести свою мысль, и кричала «прописные истины» о любви, милосердии и справедливости. А моя оппонентша смотрела на меня огромными глазами и повторяла:

– Лена, я в шоке!

А кто не в шоке? Но это до меня дойдет чуть позже.

За день до Причастия мне под горячую руку попали средние дочери, которые как-то «накосячили». И я тоже выкрикивала им разные «истины». Пока младшая, Маша с синдромом Дауна, не подошла ко мне и не погрозила пальцем:

– Мама! Хватит орать!

В общем, там меня, и правда, услышали. За эти два дня я накричала больше, чем за целый месяц.

– Горло хоть прочистила? – улыбнулась Оленька, когда я ей это рассказала. – Вот-вот...

И опять глубокомысленно показала пальцем на небо.

А на исповедь я опять пошла, как побитая собака.

* * *

«В чем кого осудишь, в том и сам побудешь» – это тоже моя животрепещущая тема. Однажды, во время этого рождественского поста, ко мне в храме подошла женщина – наша прихожанка. У нее случилась не то, чтобы беда, но неприятность. Мошенники по телефону обчистили ее банковскую карту. Не много взяли, но было очень обидно. Ну и пожаловалась она мне.

– Ну ты что?! – стыдила я ее. – Это ж известные схемы. О них каждый дурак знает.
– Каждый дурак знает, а я вот попалась, – вздыхала она...

«Ну и дура», – хотела сказать я, но вовремя сдержалась. И просто окинула ее выразительным взглядом.

И что бы вы думали?! «Никогда такого не было, и вот опять...»

Вчера вечером зазвонил у меня мобильный телефон:

– Елена Александровна? – приветливо спросил женский голос. – Это кто-то-там полиции... Произошла утечка ваших банковских данных. Вы в последнее время брали кредиты?
– Я?.. Я вообще кордиты не беру, мне их и не дадут. Я – домохозяйка. Позвоните моему мужу.
– Мужу мы звонить не будем, утекли Ваши данные.

Дальше «сотрудница полиции» начала расспрашивать, куда в последние месяцы я могла предоставлять свой паспорт.

– Ну куда? В полицию...
– А зачем?
– Понимаете, я искала бомжика.
– ???
– Ну вот он пропал у нашего храма, и я писала заявление.
– Хорошо. Еще куда?
– Еще? Еще – в больницу. Меня по скорой увезли с защемлением грыжи. Но оказалось – воспаление пупка.
– Чего воспаление?
– Ну, пупка... В общем, туда я тоже паспорт предоставляла.
– В банки в последнее время ходили?
– Да, в сентябре. Я... Понимаете, я ездила с дочкой-инвалидом на реабилитацию в Ялту. Симки в телефоне меняла и московскую забыла в поезде вместе с термосом.

– А банк при чем?
– Мне нужно было заплатить налог самозанятых. А подтверждение приходит на московский номер. А симкарта в поезде. Я и пошла в банк, чтобы там заплатить.
– Еще.
– Ну куда я только не предоставляла. У нас пять детей и ребенок-инвалид. Мы вечно какие-то кипы документов собираем, кучу анализов сдаем, везде ездим. Вот на днях опять буду предоставлять, мы только энтеробиоз ждем.

– Чего ждете?
– Ну, энтеробиоз. Глисты.
– А раньше вы с фактом мошенничества сталкивались?
– Да, конечно. Мне позвонили якобы из банка, я им все продиктовала, и они сняли деньги. Это было давно. Но в полицию я не заявляла.
– Почему?
– Ну неудобно как-то. Стыдно, что доверчивая такая.
– Дурой такой быть стыдно!

И «сотрудница полиции» бросила трубку.

Я позвонила мужу:

– Что это было?
– Мошенники...

И тут до меня дошло, что я правда – дура. Я ведь была уверена, что это настоящая сотрудница полиции, и где-то утекли мои данные. Рассказала ей всю мою жизнь. А самое удивительное, что первой не выдержала она.

Не каждый день мошенники  сталкиваются с многодетной домохозяйкой с ребенком-инвалидом, у которой воспаление пупка, которая ищет бомжей, забывает симки в поезде, сдает ежедневно кучу энтеробиоза и которую уже обчищали мошенники, но это ее ничему не учит. И мне кажется, что ей просто стало меня жалко с моими детьми и глистами.

Если бы она меня попросила что-нибудь продиктовать, возможно, я и «проснулась» бы. Но до ее ухода по-английски, я, правда, думала, что она из полиции. А ведь осуждала нашу прихожанку...

* * *

А эту историю на ту же тему рассказала одна моя знакомая – читательница:

– И меня Господь учит. Вот самый яркий, наверное, эпизод, который до сих пор вспоминаю, и стыдно становится.

Когда-то беременная жена ее брата легла в больницу. Женщина должна была вот-вот родить, но что-то не заладилось. Подробностей моя знакомая не помнит. В итоге врачи решили, что нужно делать кесарево сечение и разрешили выбрать дату родов.

– А я тогда свою первую дочку вынашивала, – рассказывала она. – Только срок, конечно, поменьше был. И подумала: «Фу, как это нехорошо – ребенку дату рождения выбирать! Видать, потерпеть не может до схваток хотя бы. Уж со мной-то такого точно не случится. Сейчас думаю: «Ну какое мне дело?!» Ан нет – все туда же. И что же? Невестку ее прокесарили, а у моей читательницы в конце концов тоже наступил девятый месяц беременности.  Легла она заранее в роддом. Неделю лежит, другую... Обследования разные проходит. Все сроки вышли, дурно ей уже, а родов как не было, так и нет.

– И та-да-да-дам! Мне сообщают, что будет кесарево! И даже день операции разрешили выбрать. Вот тогда меня, как ошпарило. И с тех пор учусь никого не осуждать. Ключевое слово «учусь»! Хороший урок получила, на всю жизнь запомнила.