Найти тему
maria pozyvailova

Приговоренный к смерти

Некоторое время назад на мою виртуальную полку непрочитанных книг попала повесть Дмитрия Данилова "Саша, привет!". И она бы стояла там довольно долго, если бы две ее соседки - Алексей Варламов "Розанов" и Руслан Козлов "Stabat Mater" - были несколько тоньше. В каждой из них примерно 600 страниц, а мне хотелось историю покороче.

Книг Дмитрия Данилова я до этого времени не читала и историй, снятых по его сценариям, ни в театре, ни в кино не видела. После этой повести постараюсь восполнить этот пробел.

Вы в курсе, что у нас теперь за преступления в области нравственности и за экономические преступления полагается смертная казнь?

Я не стала бы называть книгу "Саша, привет!" антиутопией, хотя цитата выше и располагает к этому: смертная казнь за преступления против нравственности для нашей страны скорее утопия. Федор Михайлович и Лев Николаевич оценили бы.

В основе рассказа жизнь Сергея, преподавателя университета, который совершил некое преступление против нравственности за что был приговорен к смертной казни. Больше всего меня (как и самого Сергея) удивило то, что ровно в тот миг, когда приговор был озвучен, все человеческое и личное перестало интересовать окружающих. Все вопросы концентрировались только на том, когда и как приговор будет приведен в исполнение, что Сергей чувствует в связи с предстоящей казнью.

Когда участь твоя решена, не надо уже дёргаться. Даже словесно. Прими и смирись.

И это на контрасте с тем, что в Комбинате исполнения наказаний (где приговоренные ожидают приведения приговора в исполнение) Сергей в целом может вести привычную жизнь: общаться в социальных сетях, вести занятия со студентами, заказывать пиццу и виски, гулять каждый день в парке и даже выходить за ограду.

Стремление к свободе признано нашим законодательством естественным стремлением.

В качестве бесплатной и доступной по определенному графику услуги Сергей может получить помощь психолога и представителей четырех основных конфессий. Если хочет, а если не хочет, то может подписать "отказ" на специальном бланке.

Невольник – не богомольник, как у нас в народе говорят.

И так жизнь в Комбинате начинается каждое утро одинаково: подъём, завтрак и проход на прогулку через коридор, в котором установлен пулемёт с ласковым домашним именем. Саша. Саша стреляет в приговоренного только в один ему ведомый день: на следующий день после приговора или через год. Если бы старожилы Комбината могли рассказать, то Сергей бы узнал, что некоторые живут в Комбинате годами и умирают своей смертью, от старости. Но общение с другими заключенными запрещено.

– Может, это наказание такое? Не расстрел, а вот такой дамоклов меч?
Скриншот обложки книги из моей виртуальной библиотеки
Скриншот обложки книги из моей виртуальной библиотеки

Комментарий психолога. Ситуация неопределенности - одна из самых травматичных для современного человека, что само по себе бьет в больное место. Разрыв существующих социальных связей (члены семьи считают, что Сергей уже мертв, а остальных интересует только тема приговора и его исполнения) и невозможность выстроить новые (заключенным запрещено общение друг с другом) добавляет боли, поскольку нет возможности проявиться, отразиться в другом, ощутить, что жизнь продолжается даже в таких условиях и найти в ней новый смысл. Это действительно наказание в чём-то, пожалуй, даже страшнее смерти.

Комментарий психолога №2. Если после всего прочитанного вы не передумали взять эту книгу в руки, а я очень рекомендую взять, обратите внимание, что книга в достаточных, но неизбыточных количествах содержит нецензурную брань.