Страх у нас чаще всего ассоциируется с отрицательной эмоцией, которую всячески следует избегать.
Но страх страху рознь. И если в борьбе с жизненными трудностями нам нужно мужество, то вот по отношению к Богу страх не просто полезен, а необходим.
Об этом, повторяя слова из премудрых притч Соломона, говорит и св. Серафим Саровский:
«Человек, принявший на себя проходить путь внутреннего внимания, прежде всего должен иметь страх Божий, который есть начало премудрости».
Собственно, без этого страха лучше и не начинать этот «путь» - путь «внутреннего внимания», путь погружения в себя, туда, где, по словам Христа: «Царство Божие внутрь вас есть», ( Лк. 17.21), и находится Царство Небесное.
Этот путь внутреннего делания, путь внутренней борьбы, должен проходить всякий истинный христианин.
Мало этого – он должен рассматривать это как важнейшую и главнейшую Божью «работу», без которой вся другая внешняя деятельность, даже христиански мотивированная может потерять всякий смысл.
И батюшка Серафим, снова цитируя известный псалом, акцентирует внимание на этом:
«В уме его должны быть напечатлены сии пророческие слова: Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом (Пс. 2. 11).
Мало этого, страх Господень должен сочетаться с крайней осторожностью.
Собственно, осторожность и есть главный признак этого страха – тот признак, по которому истинного христианина видно даже внешне.
Благоговейная осторожность ко всему священному – и есть этот внешний признак.
Вот как батюшка Серафим объясняет этот важнейший признак христианина:
«Он должен проходить путь сей с крайней осторожностью и благоговением ко всему священному, а не небрежно. В противном случае опасаться должно, чтоб не отнеслось к нему сие Божие определение: Проклят человек, творяй дело Господне с небрежением (Иерем. 48.10).
Потому нужно быть осторожным, что у всего истинного святого и священного есть свойство уходить из прямой видимости, быть скрытым от нечистых глаз и всей похоти этого мира.
Поэтому внешняя святость как бы «замыливается» для глаза, быстро «приедается» и становится незаметной. Особенно для тех людей, кто часто с нею сталкивается.
Это хорошо видно по людям, которые живут вблизи великих святынь. Для них они становятся чем-то «обыденным» и «приевшимся».
Замечаю это из опыта своих посещений Серафимо-Дивеевского монастыря.
Великие святыни находятся в нем, а большинству местных жителей – и нет до этого большого дела. Разве что – повод превратить это «дело» в средство бизнеса и наживы.
Но как же страшно может быть предупреждение.
Если проклят человек, делающий дело Господне без должного благоговения, внимания и осторожности, то что ожидает людей, которые превращают его в средство обогащения и корысти?
Но это – что касается внешних святынь.
Не меньшая осторожность нужна и при погружении внутрь себя. Там тебя подстерегают новые опасности.
И батюшка Серафим тоже останавливает на них внимание:
«Благоговейная осторожность здесь нужна для того, что сие море, т. е. сердце со своими помыслами и желаниями, которые должно очищать посредством внимания, велико и пространно, тамо гади, их же несть числа, т. е. многие помыслы суетные, неправые и нечистые, порождения злых духов».
Прежде всего, приходят на ум знаменитые слова Ломоносова:
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Он имел в виду внешнюю бездну, открывшуюся глазам вместе с приходом ночи. Но такая же точно бездна есть и в нашей душе.
Однако, как и во внешней бездне, где кроме блещущих звезд есть и разного рода «черные дыры», так и во внутренней человека подстерегают не менее жуткие опасности.
«Гади, их же несть числа» - утверждает батюшка Серафим. И это безусловная истина.
Что же это за «гады»? Это наши – внутренние помыслы.
По степени нарастания опасности батюшка Серафим четко их делит на разряды:
- суетные;
- неправые:
- нечистые;
- бесовские.
Первые три принадлежат нам. Причем, даже наши, казалось бы христианнейшие мотивы поведения, необходимо проверять на степень испорченности этими помыслами.
Все святые отцы в один голос утверждают: нет людей, чьи самые благороднейшие мотивы поведения не грязнились этими «гадскими» помыслами.
Кто-то жертвует огромную сумму на монастырь, но с тщеславным помыслом своей значительности, кто-то помогает другим людям и услаждается своим превосходством над ними, кто-то посещает все службы и превозносится над остальными «нечестивцами», кто-то воспитывает детей с мыслью, что они в старости подадут ему «кружку воды»…
Еще бы не осторожность! Еще какая осторожность нужна в рассмотрении своих помыслов и отсеивании «зерен» от «плевел»!
Но особую опасность представляют помыслы, которые являются, по словам батюшки Серафима, «порождениями злых духов».
Хрестоматийный пример – Кабаниха из драмы Островского «Гроза», которая своим «христианским» пилением ближних довела до самоубийства свою невестку Катерину.
Разве мало таких «Кабаних» в нашем окружении, да и мы сами не являемся ли часто точно такими же «Кабанихами»?
Увы – мы далеко не всегда можем определить авторство всех своих помыслов.
Нам кажется, что они всегда исходят от нас самих. Ан – нет!
Часть из них представляют собой прямые «нашептывания» злых духов. Но много ли среди нас тех, кто это легко может определить?
Увы, увы, увы – нам!
Вот почему – осторожность и еще раз осторожность.
Батюшка Серафим дважды акцентирует на этом внимание.
Осторожность – и по отношению к внешним святыням, и - при погружении внутрь себя.
Прислушаемся к его советам.