Найти в Дзене

Что такое святочный рассказ? Разбираем особенности жанра и рекомендуем, что почитать

Оглавление

Традиционно дни между Рождеством и Крещением называли Святками или даже Святочной неделей. Это было особое время. Во-первых, оно длилось обычно не неделю, а 12-13 дней. Во-вторых, на Святках не разрешалось работать и люди заполняли свои дни весельем, застольем и играми, визитами к родным и соседям и, конечно, рассказами волшебных историй. Так и сформировался в народной культуре образ Святок как мистического времени, полного гаданий и развлечений.

Популярность святочных традиций вызвала появление в массовой литературе нового особого жанра - святочного рассказа. О том, как он появился, что из себя представляет и какие произведения этого жанра стоит прочесть, расскажем в этой статье. Приятного прочтения!

Как появился святочный рассказ?

Здесь и далее иллюстрации к повести Ч. Диккенса. Художник Роберто Иносентти
Здесь и далее иллюстрации к повести Ч. Диккенса. Художник Роберто Иносентти

Отцом-основателем святочного рассказа считается Чарльз Диккенс. Его "Рождественская песнь в прозе" заложила основные темы, особенности и структуру этого жанра на многие годы и даже десятилетия вперед. Именно с выхода в свет этой повести можно начинать отсчет существования святочного рассказа. Чем же так уникальна "Рождественская песнь"? Кратко вспомним ее сюжет.

Богач и скряга Эбинейзер Скрудж ненавидит Рождество. Он платит копейки своему служащему и дурным характером отпугивает всех родственников. Но в одну ночь к нему приходят три духа, которые один за другим показывают ему прошлое, нынешнее и будущее Рождество. Скрудж вспоминает, что не всегда был таким черствым душой, проникается страданиями бедняков и страшится собственной смерти и забвения. Пережив общение с духами, он полностью меняется: становится добрым и открытым стариком, щедрым и веселым.

Чем же так цепляет эта история?

Во-первых, историей нравственного перерождения. Она показывает, что каким бы нелюдимым и чёрствым ни был человек, и у него есть шанс исправиться и ощутить радость праздника.

-3

Во-вторых, счастливым концом. Даже самые несчастные страдальцы получают на Рождество, пусть краткое, но избавление от страданий.

В-третьих, фантастическим сюжетом, соседствующим с привычной рутиной. "Рождественская песнь", действия которой происходят в городе, стала очень популярна среди нарождающегося городского класса - и дети рабочих, и богачи-фабриканты узнавали в истории себя, видели знакомые проблемы. Но при этом повесть не выглядит остросоциальным высказыванием, ведь в ней трудности решаются вмешательством фантастических сил.

-4

Диккенс опубликовал свою "Рождественскую песнь" в 1843-ем году, но на этом не остановился. Вместе с соавтором он создает журнал, где из года в год появляются все новые рождественские рассказы, например, "Колокола", "Сверчок на печи" и другие. Примерно в то же время (1845) появляется еще одно культовое рождественское произведение - "Девочка со спичками" Ханса Кристиана Андерсена. Эти произведения объединяет тема ценности человеческой жизни, внимания к судьбе бедняка, тема памяти и забвения, душевного перерождения.

Начиная с 1840-ых годов святочный рассказ шагает по Европе. В разных странах как грибы после дождя множатся переводы Диккенса и схожие с ними авторские повести. Вырабатывается привычная нам форма и структура рассказа.

Особенности святочного рассказа

-5

Из анализа всего массива святочных рассказов можно выделить следующие особенности жанра:

  • время действия - Святки (от Рождества до Крещения)
  • сюжет имеет фантастические черты, сочетание бытового с мистическим
  • нравственное перерождение героя проходит в три этапа
  • рассказ имеет мораль - призывает к помощи нуждающимся или к изменению себя
  • оканчивается не грустно, а весело, дарит надежду

Если посмотреть на европейские святочные рассказы, везде мы найдем схожую структуру. Возьмём, к примеру, ту же "Рождественскую песнь" или "Девочку со спичками". И там, и там мы видим фантастичность сюжета, вплетенную в повседневность, моральный призыв о помощи слабым, перерождение героя. Может показаться странным, но даже финал "Девочки со спичками", где героиня вообще-то умирает, все равно не грустный, ведь, по мысли автора, девочка попала на небеса и встретилась там с любимой бабушкой.

Святочный рассказ в России

-6

В Россию святочный рассказ с его обычаями и темами пришел почти сразу же. Уже с середины 19-ого века начинают появляться сюжеты о Святках, добре и волшебстве. Пик популярности таких рассказов пришелся на 1870-1890-ые года, когда появляются самые популярные и знаменитые до сих пор русские святочные рассказы: "Мальчик у Христа на елке" Ф. Достоевского, "Чудесный доктор" А. Куприна, "Неразменный рубль" Н. Лескова.

Любопытен и другой рассказ Лескова - "Жемчужное ожерелье". Начинается он со спора в компании друзей, которые утверждают, что святочный рассказ скучен и однообразен и пишется по однотипной структуре, которую один из спорящих и озвучивает:

"От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец — чтобы он оканчивался непременно весело…"

У героя Лескова получается создать нетривиальный рассказ по этой схеме, которая, по сути, повторяет описанную выше схему Диккенса. Но были у русского святочного рассказа и важные отличия.

Во-первых, русский святочный рассказ часто заканчивается трагически. В отличие от европейских писателей, утверждающих победу добра и справедливости хотя бы в рождественскую ночь, в русских рассказах даже случившееся чудо не спасает героев и не всегда меняет их жизнь к лучшему.

-7

Во-вторых, русские писатели чаще прибегают к остросоциальной тематике, описывая жизнь и трудности социального дна - бродяг, нищих, крестьян и разорившихся рабочих.

В-третьих, в русской литературе встречается и эпизод святочных гаданий, нетипичный для европейцев. Гадания на Святки мы видим в "Светлане" В. Жуковского, сне Татьяны из "Евгения Онегина" А. Пушкина, "Войне и мире" Л. Толстого.

Гадание на Святки
Гадание на Святки

Рука об руку с гаданиями идут и страшные сюжеты Святок - встреча с нечистой силой, контакты с потусторонним, часто правда, оборачивающиеся бытовыми недоразумениями. Таковы рассказы А. Чехова "Страшная ночь" и "Ночь на кладбище".

Святочный рассказ в советское время

-9

Приход к власти большевиков, провозгласивших отказ от религии, привел к отмене празднования Рождества и, как следствие, отмене Святок и феномена Святочного рассказа. Какое-то время он еще существовал в эмигрантской литературе, но скорее как ностальгические воспоминания об ушедшем детстве. В советской же литературе фокус с Рождества и Святок переместился на Новый год. Ярким представителем этой раннесоветской новогодней прозы можно считать рассказ А. Гайдара "Чук и Гек", но там уже нет ни чуда, ни нравственного перерождения героев, ни какой-либо морали или призыва.

Нового жанра взамен святочного рассказа в советской литературе так и не появилось. Вместо рождественских сказок детям предлагалось читать рассказы просто про зиму и быт пионеров в это время года.

Современный святочный рассказ

-10

Сложно сказать, возрождается сейчас жанр святочного рассказа или же он безвозвратно ушел в прошлое, а современная проза являет собой некий новый жанр. Годы, когда главным праздником вместо Рождества был Новый год, не прошли даром. В современной прозе чудо, столь желанное в этом виде рассказов, происходит уже не на Рождество, а на более привычный нам современным Новый год. Да и главные темы изменились: теперь основными сюжетами стали случайные, но оказывающиеся судьбоносными знакомства или же мотив создания себе праздника своими руками, несмотря на сопротивление обстоятельств.

Святочный рассказ прошел большой путь от своего зарождения благодаря знаменитой повести Диккенса до взрывной популярности сто пятьдесят лет назад и постепенного угасания в новом веке. Однако несмотря на это, всем нам хочется верить в чудо и, быть может, правы современные авторы, призывающие создавать его сами?..

Канал #Сквозь_призму_истории желает вам чудесных Святок и рекомендует к прочтению эти рассказы:

Зарубежная классика:

  • Святочные повести Чарльза Диккенса ("Рождественская песнь в прозе", "Колокола", "Сверчок на печи")
  • "Девочка со спичками" Ханс Кристиан Андерсен

Русская классика:

  • "Жемчужное ожерелье", "Неразменный рубль" Н. Лесков
  • "Чудесный доктор" А. Куприн
  • "Ангелочек" Л. Андреев
  • "Мальчик у Христа на ёлке" Ф. Достоевский
  • "Мальчики", "Ванька" А. Чехов
  • "Сыщик" А. В. Амфитеатров
  • "Николка" Е. Поселянин

Современный святочный рассказ:

  • "История про Новый год" Ж. Кусаинова
  • "Мандарины - не главное" Е. Полянина
  • "Бумажные звезды" О. Ветловская

Подписывайтесь на канал и делитесь в комментариях, какой святочный рассказ вы советовали бы прочитать на праздниках.

Читайте также: