Найти тему
Народ Востока

Чем отличаются евреи-сефарды и евреи-мизрахи?

Сфарад – традиционное еврейское название Испании, поэтому еврей скую общину полуострова исторически именовали сефардами. Взаимодействуя как с исламским населением региона, так и с христианскими королевствами, они создали и поддерживали здесь процветающую культуру вплоть до своего изгнания в 1492-м году. После этого они разошлись по всему миру, но основная масса отправилась во Францию, Италию, Голландию, Северную Африку и европейские провинции Османской империи. До возвышения германских евреев-ашкеназов в 18-19-х веках это была самая многочисленная и культурная из еврейских групп.

Мизрахи никогда не были единым целым. Из название переводится, как «восточные» и используется в качестве общего термина в отношение евреев из мусульманских, преимущественно, арабских стран. При этом, некоторые диаспоры с совершенно отдельной историей часто не включаются в эту разнородную группу, особенно китайские и индийские евреи, несмотря на то, что они также родом с востока.

В Израиле эти две группы очень переплетаются – у них общая культура, а нередко – одна и та же страна исхода, а потому общий язык. Они следуют указаниям одних и тех же раввинов, более консервативны и религиозны, являются сторонниками одних и тех же партий, нередко духовного толка, гораздо чаще создают смешанные семьи, чем представители остальных еврейских групп.

Чем же они отличаются друг от друга?

В первую очередь – своим историческим происхождением. Сефарды являются потомками древней испанской общины, которая формировалась практически одновременно с карфагенской колонизацией полуострова. Когда римляне завоевали Пиренеи, здесь уже было немало евреев. Впоследствии они изрядно разошлись по всему миру, но сохранили почитание определенных раввинов, а также, частично, свой особый язык. Вплоть до репатриации некоторые группы сефардов говорили на диалекте ладино – особой версии испанского (точнее, кастильского) языка, приправленной старыми ивритскими словами. Хотя, конечно, большинство перешло на языки стран проживания, особенно на арабский.

Михрахи изначально являлись потомками персидских евреев, которые остались в Месопотамии после завоевания ее Персидской империей и окончания вавилонского плена. Впоследствии они разошлись по миру в эпоху арабской экспансии и основали общины от Северной Африки до Средней Азии. По иронии судьбы, евреи-марокканцы являются одной из крупнейших мизрахских групп, хотя географически страна их исхода находится на западе. Поэтому под востоком в данном случае имеется в виду, скорее, культурный регион.

Французская актриса Ева Грин. По маме - сефардская еврейка
Французская актриса Ева Грин. По маме - сефардская еврейка

Однако, сефарды – это не только и не столько азиатская и африканская группа. Многие из них прижились в европейских странах, поэтому с мизрахами не стоит их смешивать. Хотя, да, для среднего израильтянина слова «сефардский еврей» обычно являются синонимом еврея восточного. Однако же, грузинские, бухарские и горские евреи, которые являются потомками персидских и считаются частью сефардов, в культурном плане иногда даже больше являются «европейцами», поскольку их родные страны попали под влияние России.

Другое отличие в том, что сефарды, хоть они и разошлись по всему миру, куда дольше являлись и являются частью единого целого. Во многом, их сближала величественная культура испанских евреев средних веков и память об этой культуре. У них был собственный список почитаемых раввинов, а ныне в Израиле есть отдельный сефардский главный раввин.

-4

Тогда как мизрахи разделились в незапамятные времена, и общим (но не всегда) у них часто был только арабский язык. Они не имеют памяти о своем едином происхождении, хотя и возводят собственную историю к вавилонскому плену. Однако, после своей репатриации они признали авторитет сефардского раввината, а общее восточное происхождение привело, что между двумя еврейскими группами нередко ставится знак равенства.