Найти тему
Бес Культурный

Египетская архитектура. Что было дальше

Итак, продолжим про Египтян. В предыдущем посте речь шла о гробницах и совсем не шла о храмах. Но вообще-то это не потому, что ребята были безбожниками или мне стало лень писать о священных зданиях. Дело в том, что Древнее царство знало одного лишь бога — царя. Ну и, соответственно, его гробница — храм ему же.

мем из Интернета
мем из Интернета

(немного занудства — пирамиды строили не рабы, а вполне себе наемные рабочие на хорошем жаловании, вот)

Небольшое отступление перед тем как жахнуть на вас прекрасные храмы и ответить на вопрос, каким был мир для древнего египтянина, и почему храм — это весь мир.

Я тут постоянно про какие-то царства говорю. Так вот, речь не идет о каких-то государствах. Еще в 4-3 вв. до н. э. греческий умница
Манефон написал простыню побольше моей, где пояснял за египетскую историю. Ну, он же грек, да еще и эллинистический, а потому у него все красиво: 30 династий и три исторических периода. Периоды эти он назвал:

Древнее царство - 2800–2250 гг. до н.э.

Среднее царство — 2250–1700 гг. до н.э.

Новое царство — 1575–1087 гг. до н.э.

Историки — люди консервативные, да и вообще, оно работает, значит, не трогай. Конечно, сейчас у нас и династий больше, и есть период до и период после этих вот трех, но там вообще либо динозавры, либо персы, а мы сейчас не о них, ага.

Так вот, сегодня речь пойдет о Среднем-Новом царствах, когда Египет, наконец, объединился, расцвел и вот это вот все, что мы любим из истории, в нем появилось. Опять же, оговорюсь, я буду иногда проскакивать даже весьма важные события в египетской истории, потому что… Ну вот чтобы вы не уснули, поэтому. И еще замечаньице: я, наверное, по искусству и культуре в целом выкачу отдельный пост, тоже таким кратким ликбезом. Все-таки хочется мне архитектуру выделить отдельно (она у меня блатная).

коллаж автора
коллаж автора

Итак, мы переносимся примерно на три века вперед от предыдущего героя нашего рассказа Джосера. Тут появляются первые ну вот прямо храмы как храмы. Правда, пока это тоже еще гробницы. Так вот. Угадайте, на что похожи первые храмы...

коллаж автора
коллаж автора

Вообще первые храмы так и называли пирамидами, но даже такому гуманитарию, как я, понятно, что пирамида тут ну такая. И уже видно, куда все идет, да? Посмотрите даже на эту не самую удачную реконструкцию выше: внизу строение, которое не попало в кадр — это нижний храм в долине, от него идет дорога процессий, дальше, на территорию непосредственно храма проходим сквозь огромные прямоугольные ворота, и к святилищу уже тащимся между двух высоких стен, похожих на крепостные. Тут, кстати, очень круто сообразил египетский мозг: стены высокие, внутри двора получается темно. Как идти-то к святилищу? Навернешься ведь. Так вот, в этих двух стенах проделано множество отверстий, чтобы закатное солнце освещало путь до «пирамиды» (ой, ну вы же уже поняли, что это без пяти минут обелиск, да?). Просто представьте, какое впечатление этот полыхающий закатом двор, окруженный темными стенами, производил на людей!

картинка из Интернета
картинка из Интернета

Кстати, я сказала, что этот храм — это, по сути, гробница. Но фараон, построивший его, Ниусерра то бишь, построил себе вот такую могилку:

No machine-readable author provided. Neithsabes assumed (based on copyright claims)., Public domain, via Wikimedia Commons
No machine-readable author provided. Neithsabes assumed (based on copyright claims)., Public domain, via Wikimedia Commons

Это значит что? Что вот ту лакшери красотищу он построил не для себя. А кто мне скажет без гугла, кого же он там хоронил постоянно, тот просто умничка и вообще Имхотеп.

А пока зададимся вопросом: а что это за дорога-то вообще? Процессия, там, все такое. Но ведь не просто же так впредь все погребальные и храмовые комплексы будут выглядеть как дорога! Что-то это должно значить.

Все просто, романтично и очень красиво: это жизненный путь. Путь, который проходит человек в этом мире, идя в мир вечный. По-моему, очень здорово.

А знаете, что? Весь кусок простыни наверху — это ВСТУПЛЕНИЕ. Нет, мне не жаль. А мы наконец-то подобрались к Среднему царству. Итак, господа, у нас новая столица —
Фивы (Луксор, если по-новому). Здесь, кстати, изначально жили немножечко другие египтяне (да, они, кстати, много спорили, кто же там из них ну самый египетский египтянин, но не об этом сейчас), и их верховным солярным божеством был парень по имени Амон. Ага, да, богословы постарались на славу, и так появился всем нам знакомый Амон-Ра. И здесь, в эпохе Среднего царства, мы увидим, как меняется роль пирамид в сознании людей: если раньше пирамида была центром и целью всего погребального комплекса, то теперь она либо совсем маленькая, либо ее и вовсе нет, авот храм… о да, тут они денег не жалели. Сами посмотрите:

Ad Meskens, CC BY-SA 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0>, via Wikimedia Commons
Ad Meskens, CC BY-SA 3.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0>, via Wikimedia Commons

Да, храмы стали делать колоссальные, а еще — вырубать в скалах. То есть сама гробница вообще в скале, а вот этот весь храмина — у входа. Кстати, на фото выше — храм царицы Хатшепсут, одной из немногих известных нам женщин-правительниц Египта. И единственная удостоившаяся такого вот храма. Вообще, наверное, о ней надо отдельный пост писать, такая женщина была, ух!

Кстати, она была настолько неглупа, что первой придумала очевидную вещь: не складывать себя и свое главное добро в такой огромный и привлекательный для расхитителей храм! С этих пор фараонов хоронили в очень скромных неприметных ущельных гробницах еще дальше на западе. Кстати, миф о ловушках в пирамидах пошел именно от этих гробниц: их вырубали оооочень глубокими и делали такую планировку, что лабиринты Кносса выглядят просто пшиком.

картинка из Интернета
картинка из Интернета

Ну вот храмы и выпрыгнули из гнезда и теперь не имеют общего с гробницей. Плавно перетекаем в Новое царство. Тут вообще дело такое: все, что вы можете узнать о египетских храмах, вы узнаете, рассмотрев всего два из них: Карнакский и Луксорский. Но мы пойдем дальше, и посмотрим только Карнак, вот.

Gerd Eichmann, CC BY-SA 4.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0>, via Wikimedia Commons
Gerd Eichmann, CC BY-SA 4.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0>, via Wikimedia Commons

Сейчас он выглядит вот так. Довольно грустно, но мне кажется, что даже в таком виде он просто поражает.

Но что тогда? Изначально в плане своем Карнак (да и все остальные храмы Нового царства) представляет собой опять же, путь, на который нанизаны как бусины, как бы сказать… ну, пускай будут части. Они могут быть покрытыми крышей залами (по-гречески — гипостили) или окруженными колоннами двориками (перистилями). И вот тут как раз начинается интереснейшее дело!

Источник: https://www.hisour.com/es/hypostyle-31915/
Источник: https://www.hisour.com/es/hypostyle-31915/

Итак, вот перед нами реконструкция гипостиля. Помните, я рассказывала, что храм — это дом, просто построенный на века. Присмотритесь к колоннам — да это же пучки тростника, только вырезанные в камне! Даже якобы веревки отмечены (чтобы лучше рассмотреть — вот нынешний вид без прикрас)

Ovedc, CC BY-SA 4.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0>, via Wikimedia Commons
Ovedc, CC BY-SA 4.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0>, via Wikimedia Commons

Но это лишь часть того, за что я так люблю эти храмы! Вернемся к реконструкции. Видите, часть колонн в зале выше, а разница между уровнями крыш не заполнялась стенами, оставаясь окнами верхнего света. Так вот, во всех египетских храмах всегда очень строго соблюдалось следующее: существовало два вида колонн — с капителью (верхушкой) в виде раскрывшегося лотоса и бутона (такие называют папирусными). И всегда, всегдаааа, те колонны, на которые падает солнечный свет — раскрытый лотос, а те, что отсаются в тени — бутон. А еще потолок раскрашен под звездное небо.

Понимаете, да? Храм — это мир каждого египтянина с ярким солнцем и темным звездным небом, распускающимся на свету лотосом и зарослями папируса. И через мир этот его ведет дорога, которая, чем дальше, тем уже и темнее, а в конце — та самая дверь и божество, которое ждет его, чтобы отвести в царство мертвых.

P. S. Я обещала показать, как египтяне изобразили тот шаг, что каждый делает однажды за нарисованную дверь. Искусствоведы называют его «шагом в вечность». Пугающе красиво, правда?

Warren LeMay from Cincinnati, OH, United States, CC0, via Wikimedia Commons
Warren LeMay from Cincinnati, OH, United States, CC0, via Wikimedia Commons

Посмотрите. Это Микерин, один из «жителей» трех Великих пирамид. Посмотрите, как неподвижна его фигура и фигуры богинь рядом. Одна лишь нога немного выставлена вперед как и нога одной из богинь — той, что ведет его на суд богов. Это и есть тот самый шаг.