Новое и непонятное раздражает и вызывает отторжение, поэтому зрителю часто проще в очередной раз обратиться к традиционной живописи, чем пытаться разгадать посыл современного художника. Вместе с тем, интерес к современному искусству растет с каждым годом.
Но одно дело ходить на выставки для того, чтобы быть в тренде, а другое — получать истинное удовольствие от просмотра, расширять собственный кругозор и иметь возможность взглянуть на привычные вещи под другим углом. Как это сделать, если не можешь отличить картину известного художника от детских каракулей и до сих пор искренне удивляешься стоимости черного квадрата Малевича?
Рассказываем о том, что такое современное искусство и делимся советами от экспертов на тему, как начать его понимать.
Современное искусство — это..?
Четко сформулированного ответа на этот вопрос не существует. Кто-то считает, что это произведения, созданные за последние 100 лет, а кто-то относит в эту категорию только то, что появилось в последние пару десятилетий.
При этом мы можем с уверенностью говорить, что:
- любое классическое искусство в момент своего появления было современным. Кстати, Эрмитаж первоначально тоже был галереей современного искусства;
- в конце XIX — начале XX века произошел кризис жанровой живописи: с появлением фотографии, радио и началом развития киноиндустрии в прошлое ушли традиционные каноны и нормы искусства, картины перестали быть объектами отображения реальной жизни.
Картинная плоскость стала открытым «экраном», пространством для нового визуального языка, призванного различными способами сообщать идеи, которые характеризуют современную реальность. Вместе с этим изменилось и восприятие картин зрителем.
Именно в этот период появились постимпрессионизм, примитивизм, кубизм, футуризм, супрематизм, дадаизм, сюрреализм, абстрактный экспрессионизм, поп-арт, концептуализм, минимализм, постмодернизм.
Следующая серьезная трансформация мира искусства произошла в последние несколько десятилетий. Благодаря современным технологиям художник получил много новых инструментов для раскрытия своих идей в разнообразных формах.
Его визуальный словарь сегодня складывается из реальности бытовой и реальности виртуальной, поэтому он может создавать не просто картины, а многокомпонентные проекты, которые включают в себя видеоарт, живопись, инсталляцию, перформанс и так далее. Линейное восприятие превратилось в многослойное и многозадачное, картина обрела большую свободу в плане визуального восприятия, а вслед за этим вновь изменился взгляд зрителя на нее.
Как понять современное искусство?
Вопрос понимания современного искусства находится за рамками субъективной оценки «нравится/не нравится», но мало кто может дать четкие, понятные простому обывателю советы и рекомендации. Мы проанализировали литературу на эту тему и сделали небольшой обзор, который может помочь сделать первые шаги к пониманию современных произведений.
Исторический контекст
Уилл Гомперц в своей книге «Непонятное искусство» предлагает смотреть на искусство сквозь призму времени. По его мнению, произведения современного искусства отражают происходящие в мире события и отношение художников к ним, поэтому первое, что нужно знать для понимания — это история. По словам бывшего директора лондонской галереи Тейт: «Отправной точкой должно стать не суждение хорошо оно или нет, а понимание его эволюции от классических работ Леонардо до сегодняшних заформалиненных акул и неубранных постелей», а «все, что нужно для постижения основ, вы найдете в предлагаемой истории последних 150 лет, когда искусство меняло мир, а мир трансформировал искусство».
Второй компонент для осмысления — принятие правила о том, что современное искусство никто не может ни понять, ни кратко объяснить за чашечкой кофе.
В потоке времени
Оссиан Уорд на страницах книги «Искусство смотреть. Как воспринимать современное искусство» смотрит на проблему восприятия произведений современных авторов несколько по-другому. Автор, наоборот, призывает сначала отказаться от общего исторического контекста, и каждое произведение воспринимать с чистого листа, через призму собственных ощущений. По его мнению в нашем мире, где время стремительно течет, а информационный шум преследует нас 24 часа в сутки, только сильнейшие произведения проходят отбор и удостаиваются нашего внимания, а одним из ключевых навыков, которым должен обладать современных зритель —это умение смотреть на каждое произведение как будто вы впервые сталкиваетесь с чем-то подобным. Так называемое искусство всматриваться или метод «tabula rasa». T - терпение, A - ассоциации, B - бэкграунд, U - усвоение, L - лучше взглянуть еще раз, A - анализ. Только на букве B, на третьем этапе, Уорд предлагает погрузиться в бэкграунд художника, а не во всю историю искусств, чтобы найти подсказки к пониманию.
Оссиан Уорд говорит нам: «Старые порядки, когда было положено не касаться произведения и благоговейно созерцать экспонаты один за другим в почтительной тишине тоже ушли в прошлое, и теперь от вас может потребоваться непосредственно участвовать в произведении, взаимодействовать с ним или закончить его».
Многогранность
Помощь в понимании современного искусства может оказать метод художника Саймона Морли, который выработал свою технику восприятия и рассказал о ней в книге «Семь ключей к современному искусству».
С его точки зрения, произведения следует рассматривать комплексно в семи контекстах:
- историческом: лучший способ понять новое —сравнить или противопоставить ему старое;
- биографическом — работа отражает условия и обстоятельства жизни автора;
- эстетическом — объектрассматривается, как визуальный артефакт, который вызывает эмоциональный и интеллектуальный отклик.
- эмпирическом — отклик зрителя на мультисенсорный опыт, который предлагает предмет искусства;
- теоретическом — ответы на вопросы: «какие философские идеи несет в себе произведение?», «В чем его ценность?»;
- скептическом — высокая оценка и принятие произведения зрителями, критиками и другими художниками не говорит о том, что мы должны с ней безоговорочно согласиться.
- рыночном — произведение искусства является частью капиталистической экономики. «Искусство действует в рамках экономической системы, которую одновременно поддерживает и парадоксальным образом критикует и подрывает» (С.Морли).
4 вопроса для понимания современного искусства
По мнению коллекционера Сергея Гущина и художника Александра Щуренкова, которое они озвучивают в книге «Современное искусство и как перестать его бояться» одна из главных причин отторжения современного искусства — это боязнь признать, что мы чего-то не знаем и не понимаем, и, как следствие - страх спросить об этом.
Чтобы его преодолеть, во-первых, надо честно себе в этом признаться, а во-вторых, при следующем посещении выставки задать себе всего 4 вопроса:
- Что я вижу перед собой?
- Из каких материалов и в какой технике выполнена эта работа?
- Как целиком можно описать то, что я вижу?
- Какие эмоции вызывает эта работа?
Ответы на эти простые вопросы вместе с пояснением к картине, которые можно найти у каждого экспоната, помогают приблизиться к пониманию современного искусства.
Подведём итоги
Новое всегда непонятно и это совершенно нормально, поэтому не стоит отказывать себе в знакомстве с современным искусством только по этой причине. Вместо этого лучше при очередном посещении выставки спросить себя с детской любознательностью: «Что нарисовано на картине? Что я чувствую глядя на нее? Чем она похожа на классические произведения?», а еще перестать бояться задавать вопросы экскурсоводам и постоянно расширять общий кругозор: интересоваться историей, искусством и другими сферами жизни.