Найти тему
Ближе к сути

Как снимали сериал "Сверхъестественное"

«Сверхъесте́ственное» (англ. Supernatural) — американский фэнтези-телесериал, стартовавший на телеканале The WB 13 сентября 2005 года. Сюжет повествует о братьях Сэме и Дине Винчестерах, путешествующих по США на чёрной «Шевроле Импала» 1967 года и сражающихся с вампирами, демонами и прочей нечистью.

Идея сериала родилась у продюсера и сценариста Эрика Крипке ещё в середине 90-х под впечатлением от просмотра «Секретных материалов». Также на него повлияли американские «городские легенды» (он считает, что они «представляют собой целостную мифологию»), вестерны («герои приезжают в город на рассвете, спасают людей и уезжают в закат») и фильмы ужасов 70-х и 80-х (некоторые режиссёрские приёмы и особая цветокоррекция, создающая ощущение «сумерек при свете дня»). В сериале множество пасхалок и отсылок к известным фильмам и популярной культуре.

Изначально Крипке предполагал сделать антологию о двух репортёрах, расследующих новый «странный случай» в каждой из серий, связанных друг с другом только основными персонажами. Эту концепцию не одобрили продюсеры, поэтому главные герои стали братьями, а сюжет стал более цельным, мрачным и драматичным.

Изначально Эрик планировал дать братьям фамилию Харрисон, в честь Харрисона Форда (Дина он представлял похожим на Хана Соло). Но в Канзасе жил реальный человек по имени Сэм Харрисон, и фамилию пришлось сменить из-за опасности судебного иска. По этой же причине их отца Джека Винчестера переименовали в Джона.

При разработке истории создатель применял «метод Стивена Кинга» - то есть тщательно продумывал бытовые мелочи, мифологию и психологию персонажей, а также сделал представителей нечисти максимально похожими на обычных людей. Скажем, девушка-демон одета и причёсана как типичная современная школьница, ест гамбургеры и слушает слащавые попсовые баллады. Крипке хотел создать ощущение, что «история происходит у вас на заднем дворе».

Дженсена Эклза пригласили на роль Сэма, но прочитав сценарий, он решил, что это мискастинг. «В Дине больше комедии, безрассудства, и мне это по душе. Я всегда хотел сыграть такого парня. Мы провели пробы, и продюсеры воскликнули: «Этого-то мы и искали!».

Съёмки проходили на заброшенной военной базе рядом с Ванкувером, а также в самом городе и его окрестностях. Поэтому локации в сериале часто повторяются.

Работу над сериалом начал режиссёр Дэвид Наттер, специализирующийся на «пилотах» - с его лёгкой руки стартовали «Тысячелетие», «Тёмный ангел», «Тайны Смоллвиля», «Менталист», «Терминатор: Битва за будущее», «Стрела». Также он снял несколько удачных эпизодов «Игры престолов».

Изначально предполагалось сосредоточить основное внимание на монстрах, а Сэма и Дина сделать всего лишь «связующим звеном» между сериями. Но в процессе съёмок продюсеры заметили «химию» между актёрами и живую непринуждённость, которую они придавали всему происходящему. Поэтому в дальнейшем драматические взаимоотношения братьев стали одним из ключевых элементов шоу.

Дженсен Эклз и Джаред Падалеки были душой коллектива. Они много смеялись, устраивали розыгрыши, и над ними подшучивали остальные члены съёмочной группы.

Притягательность персонажей, как это часто бывает, объясняется ещё и контрастом узнаваемых типажей: Сэм – рефлексирующий интеллигент с развитой эмпатией и щенячьими глазками. Дин – грубоватый красавчик в кожаной куртке, любящий еду и женщин.

В сериале появилось немало других запоминающихся персонажей. Например, ангел Кастиэль. Сыгравший его актёр Миша Коллинз тоже стал близким другом «заклятых братьев» и поднимал градус веселья ещё выше. Другим кандидатом на эту роль был Марк Пеллегрино. Хотя Марк не получил эту роль, Крипке остался так впечатлён его игрой, что без прослушиваний предложил ему сыграть Люцифера. Как и Коллинз, Пеллегрино дошёл со «Сверхъестественным» почти до самого конца и несколько сезонов числился в основном составе.

В пятом сезоне список демонов пополнил еще один персонаж — Кроули, блистательно сыгранный Марком Шеппардом. Кроули задержался в сериале почти на десять лет и к десятому сезону был повышен до постоянного персонажа. За это время он успел побывать и врагом, и союзником, и почти что другом Винчестеров. Его несколько раз убивали и воскрешали. В конце концов Шеппард наотрез отказался от дальнейшего участия в проекте, заявив, что «с одной стороны, он слишком долго играет одного персонажа, с другой – он совсем запутался и перестал понимать, что же именно он играет».

Одной из «фишек» сериала стал качественный саундтрек, включающих легендарные рок-хиты из личной коллекции Крипке. По сюжету основным персонажам часто приходится изображать из себя других личностей – агентов ФБР, священников, школьных учителей. При этом имена они себе выбирают весьма забавные: «агенты Плант и Пейдж», «святые отцы Симмонс и Фрели», «профессор Хэтфилд и доктор Хаммет» и т.п.

Стоит отметить, насколько тщательно прорабатываются основные концепции и сценарии в американской телеиндустрии. Работа ведётся в режиме «мозгового штурма». Группа сценаристов собирается вместе, каждый предлагает свои идеи, а шоураннер записывает их на маркерной доске, расписывает разные «сюжетные схемы» и «дуги характеров». После того, как отдельные фрагменты складываются в законченный сценарий, он проверяет, получилась ли серия в духе и сюжетной логике всего сезона. Крипке отметил, что это было сложно делать для первых 2-х сезонов, но потом сценаристы по-настоящему прониклись стилем, атмосферой и мифологией сериала.

Рейтинги первого сезона были неутешительными, но произошёл тот редкий случай, когда автору удалось убедить продюсеров дать проекту ещё один шанс.

Со 2-го по 5-й сезон сюжет постоянно разрастался в масштабах, повышая накал драматизма.

-2

Вскоре братья уже пытались спасти мир и предотвратить Апокалипсис, в котором им были уготованы главные роли, причём по разные стороны баррикад. Им противостояли не только призраки и вампиры, но и демоны, ангелы, Дьявол и сама Смерть. На место одной раскрытой тайны и решённой проблемы вставала новая. Однако харизма, самоирония и преданность друг другу помогали героям выбираться из всех передряг. А фанаты тем временем задавались вопросом, удастся ли Винчестерам увернуться от зловещего предзнаменования и обмануть судьбу, предначертавшую им печальный исход. Драма держится на сопереживании, а оно, в свою очередь – на опасности, угрожающей персонажам. Перед автором стоит задача: ухудшить положение героев до предела. Эрик и его команда с этим отлично справились, и с 4-го сезона рейтинги по-настоящему взлетели.

Причиной этому послужил не только увлекательный сюжет. Фанаты отмечали множество других достоинств. Например, наличие юмора, которое почему-то не мешало в целом воспринимать происходящее всерьёз (это Крипке позаимствовал у франшизы «Зловещие мертвецы»). Или постмодернистские эксперименты, игра со стилем и формой повествования («черно-белые» серии, «слом 4-й стены» и проникновение в «нашу» реальность, участие героев в несуществующих сериалах и телепередачах и т.д.). А также чётко прописанная иерархия сверхъестественных сущностей (например, ангелы ведут себя как члены тайной властной структуры с до боли знакомым, безжалостным «бюрократизмом»), остроумные диалоги (в западной сценаристике это считается отдельным видом искусства, там существуют целые учебники по диалогам, и часто кому-то из группы сценаристов делегируют проработку только реплик персонажей, а сюжет продумывают другие), элементы традиционной «драмы», эмоциональных отношений между персонажами, и, наконец – попытки осмысления философских и моральных дилемм: что же такое Добро и Зло? Можно ли убивать во благо и продать душу ради спасения ближнего? И куда ты после этого попадёшь – в Ад или Рай?

По мнению Крипке, первые 5 сезонов представляют собой законченную эпическую историю – как «Звёздные войны», «Матрица» или «Властелин колец». А Сэм проходит тот же классический «путь героя», что и Фродо Бэггинс, Люк Скайуокер и Нео. Поэтому он не видел смысла продолжать дальше. Когда его спрашивали о предполагаемом финале 5-го сезона, он сказал: «Возможно, мы заставим парней прыгнуть через акулу».

-3

«Прыжком через акулу» американские телевизионщики называют момент, когда сериал проходит пик популярности и качество новых серий начинает заметно снижаться. Термин появился благодаря ситкому «Счастливые дни»: его качество пошло на спад вскоре после того, как персонаж по имени Фонзи в одном из эпизодов перепрыгнул на водных лыжах через акулу. Нечто подобное, вероятно, и хотел снять Крипке – парни одолели вселенское зло и теперь развлекаются, катаясь на водных лыжах на каком-нибудь курорте. Тем более, основные актёры устали от съёмок и были не прочь устроить себе отпуск с близкими людьми. Джаред Падалеки женился на Женевьев Кортезе – актрисе, исполнившей в «Сверхъестественном» роль девушки-демона, с которой у его персонажа был роман. Актер отказывался отключать сотовый во время съёмок, чтобы всегда быть на связи с семьёй. Но продюсеры горели желанием ковать железо не отходя от кассы, и сериал продолжился с Сарой Гэмбл (6—7 сезоны), Джереми Карвером (8—11 сезоны) и Эндрю Даббом с Робертом Сингером (12—15 сезоны) в качестве шоураннеров.

В 6-7 сезонах охотникам противостояли король вампиров, вырвавшиеся из Чистилища левиафаны и поддавшийся жажде власти ангел Кастиэль. С 8-го и до финала 11-го протянулась сюжетная линия противостояния с самим Богом. За это время они успели раскрыть множество более мелких дел и воспитали сына Дьявола. Казалось бы, ничего более захватывающего придумать нельзя. Да и персонажи перестали развиваться. Появилось много «проходных» эпизодов. Но рейтинги почему-то не падали, и всё пошло по новой.

12-15 сезоны посылают к чёрту всю сюжетную логику и развитие характеров. Можно даже сказать, что герои деградировали. Дин превратился в рефлексирующего нытика-фаталиста, а Сэм подкачался и стал прямолинейным громилой. Они совсем перестали учиться на ошибках и раз за разом наступали на одни и те же грабли. Различных персонажей по нескольку раз убивали и оживляли только для того, чтобы вскоре снова убить. Что касается «заклятых братьев», стало окончательно ясно, что они переживут даже прямое попадание ядерной ракеты «Сатана». Все новые угрозы были мелкими, что напрочь убивало драматизм и интригу. А многочисленные попытки продать и выкупить обратно душу надругались над самой идеей сохранения чистоты души.

Уже с 6-го сезона начали раздражать постоянные ссоры между братьями, а в дальнейшем диалоги выродились в бесконечные разборки на тему «почему мы всё ещё вместе и как я могу тебе доверять после всего, что было».

«Сверхъестественное» превратилось в мыльную оперу, где персонажи вечно тушили пожар бензином, параллельно разводя ещё два или три. Всё больше валяя дурака, как и их антагонисты. Казалось, никто никого не победит, потому что просто лень и не интересно. А Винчестеры всё равно каким-то невероятным образом спасут мир, хотя раз за разом плюют с высокой горы на его сохранность, ставя на первое место семейные интересы, а то и вовсе собственную шкуру.

Чего только не придумывали сценаристы, чтобы как-то оживить сюжет: братья несколько раз путешествовали во времени, оказывались в параллельных мирах, попадали на съёмочную площадку сериала «Свехъестественное» и сталкивались с самими собой (в смысле, с «Джаредом Падалеки» и «Дженсеном Эклзом»), участвовали в мюзикле по мотивам собственной биографии, их наряжали в женские платья и шутовские колпаки… разве что не заставляли прыгать через скакалочку с леденцами в руках.

-4

Актёрам откровенно надоела вся эта канитель. Дженсен Эклз со скуки даже срежиссировал несколько серий, Миша Коллинз тоже. Последние сезоны чуть менее, чем полностью состоят из самоповторов, фансервиса и дуракаваляния. И несмотря на всё ещё высокие рейтинги, 15-й сезон решено было сделать завершающим. Финал всего сериала вновь придумал Крипке, и он многих разочаровал. По словам автора, «идеала достичь невозможно, просто воплощай на экране лучшее, что можешь выдать».

В общем, сериал вошёл в историю. Многие считают его шедевром, другие – попсовой галиматьёй, но он, кажется, всё-таки не собирается уходить насовсем. Уже запущен спин-офф с участием Эклза, возможно, будут и другие.

Как снимали сериал "Страйк"?

Дженсен Эклз

Кино