Добрый день, дорогие читатели,
30-е мая день памяти Жанны д'Арк, Орлеанской девы, национальной героини Франции. Хрупкая, юная девушка, почти ребенок, стала символом героизма и беззаветной любви к Родине. Она вдохновляла французских маки (участники движения Сопротивления, ударение на последний слог) на борьбу с коллаборационным режимом Виши и нацистскими оккупантами. История юной крестьянки, отдавшей жизнь во имя Бога и свободы любимой Франции вызывает споры в среди исследователей и вдохновляет творческих людей. Жанна вдохновила множество писателей, поэтов, музыкантов, художников и кинематографистов на создание уникальных произведений, которые превратили ее образ в культурный феномен.
Охватить все произведения, посвященные этой потрясающей девушке, не представляется возможным в рамках одной публикации, поэтому приглашаю вас на примере нескольких произведений рассмотреть образ Жанны д'Арк в литературе.
Ее жизнь окутана легендами, мифами и таинственными предсказаниями, одно из которых приписывают Мерлину, тому самому волшебнику, которого мы помним из историй о Камелоте и рыцарях Круглого стола. По легенде однажды он предсказал, что Францию погубит женщина, а спасет невинная дева. Этой злосчастной женщиной оказалась королева Изабелла Баварская, а девой-спасительницей - Жанна из лотарингской деревни Домреми.
Изабелла Баварская -королева Франции в период Столетней войны, супруга короля Карла VI Безумного. В связи с недееспособностью супруга с 1403 года фактически управляла Францией. Изабелла в 1420 году подписала скандальный договор в Труа, согласно которому наследником французского престола объявлялся английский король Карл V и его дети от Екатерины Валуа, дочери Изабеллы и Карла VI Безумного, а законный французский наследник дофин Карл отстранялся от наследования. Это означало утрату Францией суверенитета и создание союзного англо-французского государства в формате двуединой монархии. Контрнаступление французской армии под руководством Жанны д'Арк приведшее к снятию осады с Орленана, привело к переходу стратегической инициативы в Столетней войне к Франции и открыло возможность более решительных действий со стороны дофина Карла, в том числе способствовало его коронации в Реймсе как легитимного правителя королевства. Указаное предсказание возникло после подписания договора в Труа и, само собой, не имеет отношения к Мерлину, однако, традиция связывать имена кудесника и Жанны существует.
В наше время имя Жанны продолжает обрастать разнообразными теориями и домыслами, немалую роль в популяризации которых сыграли "черные историки", приписывающие девушке не только чудесное спасение из костра инквизиции и счастливую последующую жизнь с многочисленным потомством, но и даже романтические отношения с Иваном IV Грозным. Внесли свой вклад в осмысление личности Жанны и писатели. Первые литературные произведения, посвященные Жанне д'Арк, относятся уже к первой четверти XV века и в них легко заметить дуализм характеристики. Ее то сравнивают с ветхозаветными героинями: Юдифью, Эсфирью и т.п., подчеркивая ее женственность и Божественную миссию, (поэма "Слово о Жанне" монахини Кристины Пизанской) то, наоборот, выделяют свойственные характеру Жанны мужские черты - не болтлива, не суетлива, умеет управляться с лошадьми и оружием. В следующем столетии образ Девы-воительницы становится более приземленным, в частности появилась традиция называть ее именно "Орлеанской Девой", подчеркивая не Божественную составляющую и воинские заслуги, но и менее актуальным. Выдающиеся умы Возрождения, увлеченные воспеванием античности как "Золотого века" человечества, мало интересовались типичными для Средневековья личностями, к которым относили и Жанну. К тому же Возрождение заложило основу светского взгляда на культуру, что никак не вязалось с богоизбранностью французской героини. В последующие столетия образ "Лотарингской девы" появлялся в литературе достаточно активно, ей посвящают художественные и исследовательские работы. Одной из самых ярких работ XVII века принято считать сатирическую поэму Франсуа-Мари Аруэ, больше известного под псевдонимом Вольтер, "Орлеанская девственница". Известный критик церкви, Вольтер в своем произведении демонстрирует пороки англичан, французских военначальников, церковников и в целом всех тех, кто окружает Жанну. Что касается самой девушки, то она противостоит пошлым нападкам, привлекая для этого кулаки и свою сельскую смекалку. Несмотря на то, что поэма запрещалась цензурой, она была очень популярна как среди обычных читателей, так и в поэтических и писательских кругах. В частности, есть свидельства о том, что поэма Вольтера была одним из любимых произведений А.С.Пушкина и он даже подражал приемам французского коллеги при написании своей поэмы "Руслан и Людмила".
Пожалуй одно из самых красивых произведений о Жанне д'Арк датированное концом XIX века принадлежит перу известного американского писателя и журналиста Марка Твена, больше всего известного в нашей стране благодаря повестям, посвященным приключениям Тома Сойера и Гекльберри Финна. В романе "Личные воспоминания о Жанне д'Арк сьера Луи де Конта, ее пажа и секретаря" (чаще всего для обозначения книги используют название "Жанна д'Арк"). На этом романе мне хотелось бы остановиться подробнее.
Марк Твен не только представляет свой взгляд на жизнь и деяния Жанны, но дает понятную и реалистичную ретроспективу французского общества, испытывающего на себе все "прелести" затянувшегося на десятилетия военного конфликта. Так в начале романа автор в лице рассказчика сьера Луи де Конта описывает обстановку в окрестностях Парижа и во французских войсках:
"...там убийство было ежедневной забавой, и жизнь человека ни на минуту не была вне опасности. В Париже чернь по ночам безумствовала на улицах, грабя, поджигая, убивая, и никто не вмешивался в это, не запрещал. Солнце всходило над разгромленными и дымящимися домами и над изуродованными трупами, которые лежали повсюду среди улиц - лежали там, где упали в минуту смерти,...Никто не осмеливался подбирать мертвецов и предавать их земле; они продолжали лежать там, разлагаясь и создавая заразу.
И зараза явилась. Словно мухи, люди погибали от моровой язвы;... А в завершение всего наступила такая суровая зима, какой Париж не знал за последние пять веков...
Франция пала, о, как низко она пала! Уже больше трех четвертей столетия прошло с тех пор, как когти англичан вонзились в ее тело, и войска ее так присмирели от беспрестанных поражений и кровопролитных потерь, что недалеко от правды было ходячее мнение, будто один вид англичан способен обратить в бегство французское войско."
Цитата из романа Марка Твена "Жанна д'Арк"
Война обнажила все самые дикие и низменные инстинкты людей. Жанна приходит в это общество как глоток чистого воздуха, как свет озаривший тьму. При этом она была частью этого общества, с детства разделяя боль простого люда, она впитала ненависть к англичанам и предателям-бургундцам с молоком матери.
"...Все это были славные дети, обыкновенные дети крестьян. Конечно,ума не блестящего - вы этого и не стали бы от них требовать, - но добродушные и хорошие товарищи, с послущанием относившиеся и к родителям, и к священнику. Подрастая, они все больше и больше набирались узких понятий и предрассудков, заимствованных через третьи руки от старших и воспринятых без колебаний - как само собой разумеющееся. Религия передавалась им по наследству, как и политические воззрения...Все обитатели деревни, до посленего человека, были арманьяки-патриоты; и если мы, дети, ни к чему другому не питали ненависти, то уж бургундцев и англичан ненавидели горячо."
Цитата из романа Марка Твена "Жанна д'Арк"
Вводя читателя в мир детства будущей национальной героини Франции, рассказчик с вниманием и любовью описывает ее родные места -деревню Домреми на берегах реки Мезы. Именно в эти места, мечтала однажды вернуться с победой юная Жанна, эти места, вероятно виделись ей в мечтах во время кошмарного заключения в клетке с цепями по рукам и ногам, куда ее поместили после двух отчаянных попыток к бегству.
"Сбоку от деревни , от самой околицы, широким полукругом раскинулся цветущий луг, подходя к берегу реки Мезы; а позади села постепенно возвышался поросший травою скат, на вершине которого был большой дубовый лес -глубокий, сумрачный, дремучий и несказанно заманчивый для нас, детей, потому что в старину не один путник погиб там от руки разбойника, а еще раньше того были там логовища огромных драконов, которые извергали из ноздрей пламя и смертоносные пары."
Цитата из романа Марка Твена "Жанна д'Арк".
Здесь же располагался огромный бук, в котором, согласно деревенской легенде, жили феи. Позднее детские забавы у бука станут одним из оснований для обвинений Жанны в колдовстве, богохульстве и ворожбе.
"На возвышенности, ближе к Вокулеру, была красивая открытая равнина, устланная ковром зеленой травы; там стоял величавый бук, широко раскинувший ветви и защищая своей могучей тенью прозрачную струю холодного родника; и летними днями дети отправлялись туда - каждый летний день на протяжении пяти столетий! И пели и плясали вокруг дерева по нескольку часов подряд, утоляя жажду ключевой водой... И вот с незапамятных времен все дети, подраставшие в Домреми, назывались "детьми Древа"; и они любили это прозвище, потому что в нем заключалось какое-то таинственное преимущество, не дарованное остальным детям. А преимущество заключалось вот в чем: лишь только приближался для кого-нибудь из них час смерти, как среди смутных образов, теснившихся перед их угасающим взором, вставало прекрасным и нежным видением дерево во всей роскоши своего наряда, если совесть умирающего была спокойна..."
Цитата из романа Марка Твена "Жанна д'Арк".
Менталитет средневекового человека, представляет собой удивительный синтез суеверий и религиозных догматов. Жанна была в этом смысле абсолютным порождением своего времени, но в то же время была принципиально иной, чем ее сверстники. В книге присутствует интересный отрывок, когда девочка в бесседе со священником жалеет изгнанных фей, указывая кюре, что именно Бог указал им место пребывания. Через небольшой диалог автор показывает глубину и чистоту души девочки и затем продолжает эту тему:
" У всех детей есть прозвища; так было у нас. С малых лет каждый получал какое-нибудь прозвание, и оно за ним оставалось. Но Жанна была богаче: с течением времени она снискала себе новое прозвище, потом третье и так далее; наконец, у нее набрасось их с подюжины. Некоторые прозвища остались за ней навсегда. Крестьянские девушки вообще застенчивы; но она этим свойством так выделялась, так быстро краснела от малейшей причины, так сильно смущалась в присутствии незнакомых людей, что мы прозвали ее Стыдливой.Мы все были патриоты, но настоящей Патриоткой называлась она, потому что самые горячие наши чувства к родине показались бы ничтожными в сравнении с ее любовью. Называли ее также Красавицей - не только за необычайную красоту ее лица и стана, но и за прелесть ее душевных качеств. Все эти имена она оправдывала, как и другое прозвище -Храбрая."
Цитата из романа Марка Твена "Жанна д'Арк"
Марк Твен не пытается оспорить Божественную миссию Жанны. С его взглядом, безусловно, можно поспорить, но цель писателя не в том, чтобы доказывать и опровергать реальность "голосов", толкнувших девушку на подвиг, а в том, чтобы раскрыть перед читателем внутренний мир героини, погрузив его в реалии средневекового мышления. Твен придерживается одного из важнейших принципов исторического исследования - оценивать личность мерилами, характерной для нее эпохи. Подвиг Жанны сделал ее личностью вне времени и эпохи, но отказываясь от указанного принципа мы рискуем ложно трактовать мотивы и поступки окружавших ее людей. В таком случае, возвращаясь к теме Голосов, закономерным становится вопрос о том, как еще неизвестная девушка могла сплотить и вдохновить народ, потерявший веру во все, кроме чуда и Бога? Можно, конечно, предположить, как любят это делать современные исследователи, часть которых успешно возглавляет список уже упомянутых "черных историков", что Жанна происходила из знатного и даже королевского рода, но даже это в лучшем случае подействовало бы на дофина и высшие чины армии. А народ ждал чуда. И таким чудом стала Жанна из Домреми.
"Ей было теперь шестнадцать лет; статная и стройная, она отличалась такой необычайной красотой, что я мог бы использовать всю цветистость языка для описания ее наружности и - все же не преступить границ истины. Кроткое и ясное чело ее было верным отражением чистоты ее духовной природы. Она была глубоко религиозна...Религия наполняла ее внутренними красотой и спокойствием; и если она по временам бывала встревожена и ее лицо и осанка изобличали переживаемое ею страдание, то это была скорбь о родине...
Цитата из романа Марка Твена "Жанна д'Арк".
Писатель отмечает, что подписание договора в Труа и сожжение родной деревни стали своеобразными активаторами миссии Жанны, хотя Голоса уже посещали ее некоторое время до этих событий.
"Значительная часть нашей деревни была ссожена, и когда мы получили возможность без опаски вернуться назад, то нам пришлось испытать на себе все те страдания, от которых много лет -десятки лет! - изнывал народ в других краях Франции..."
Цитата из романа Марка Твена "Жанна д'Арк".
Во время подготовки встречи с дофином придворные отмечали, что девушку отличает нечто, что "возвышает ее над всеми людьми нынешней Франции" и дар "способный воодушевить солдат и превратить трусливую толпу в доблестную армии". Было ли это результатом действия Божьего духа или личная доблесть и неукратимое желание прекратить многолетнее истязание своей страны в купе с непревзойденным даром убеждения? Можно ответить по-разному, но вряд ли это имеет принципиальное значение.
В следующем отрывке автор описывает влияние девушки на Этьена Ла Гира (возможен вариант прочтения - Лагир), полководца, сражавшегося с англичанами с 1418 года:
"Упрямый, старый лев, расставаясь с Жанной, был уже значительно усмирен и приручен...Жанна и Ла Гир были неразлучны, составляя контраст, который и забавлял и услаждал взоры. Ла Гир был огромен, она -изящна и миниатюрна; он убеленный сединами...она была еще так молода; его лицо было такое бронзовое и покрытое шрамами, ее -такое милое и розовое, такое юное и нежное; она была ласкова, он -суров; она была олицетворением целомудрия и непорочности...
Цитата из романа Марка Твена "Жанна д'Арк".
Марк Твен подчеркивает прямоту и динамичность натуры Жанны, ее ответственность, целеустремленность и природную живость ума, помогавшую девушке легко диктовать письма англичанам, не теряться в обществе маститых генералов и придворных. В этом смысле писатель в определенной степени продолжает традицию XV века, выделяя "маскулинные" черты характера Жанны, но именно сочетание непревзойденной женственности и решительная смелость дали ей возможность влиять на настроения в армии. Кроме того, Жанна вновь использует "инструмент" позволяющий успешно воздействовать на ум средневекового человека - религию. Создав в войске условия для отправления культа, она способствовала поднятию боевого духа и моральному оздоровлению армии.
"Восторженное отношение преображенного войска к Жанне, его преданность и пробудившееся в нем горячее жедание идти под ее предводительством на врага превосходили все, что Ла Гир видел когда-либо на своем долгом веку.
Цитата из романа Марка Твена "Жанна д'Арк".
Также писатель продолжает традицию и в отношении предсказания Мерлина, вплетая его в повествование, а также упоминает момент, когда Жанна нашла свой меч за алтарем церкви Святой Екатерины в Фьербуа.
Святая Екатерина Александрийская, которой посвящена церковь Сен-Катрин-де-Фьербуа в окрестностях Тура считается покровительницей солдат в Католической церкви. Мечь, найденный Жанной вновь отсылает нас к сказаниям о короле Артуре и Рыцарям Круглого Стола, так как существует легенда о том, что, найденный Жанной д'Арк меч - это Экскалибур (или знакомый нам с детства мечь в камне)наделенный волшебной силой.
Роман "Личные воспоминания о Жанне д'Арк сьера Луи де Конта, ее пажа и секретаря" - это роман, сочетающий в себе историзм и трогательное лирическое произведение, написанное с огромной любовью, эмпатией и уважением к героине. Из главы в главу развертывая перед читателем глубину патриотизма Девы, писатель уже не делает различия между нею и Францией. Этот прием мы видим в отрывке, который описывает Орлеанскую битву:
"Все утро она обстреливала больверк из орудий, а около полудня приказала наступать и сама возглавила атаку. Сквозь дым и тучи метательных снарядов мы бросились в ров, а Жанна, ободряя солдат восклицаниями, начала взбираться по штурмовой лестнице; вот тут-то и случилось то несчастье, о котором мы знали заранее: стрела пущенная арбалетом, вонзилась ей в шею, около плеча, пробив насквозь ее кольчугу. Когда она почувствовала острую боль и увидела струю крови , залившую ее грудь, то она испугалась, бедняжка, и, упав на землю, принялась горько плакать.
Англичане возликовали, и их отряд хлынул вниз, чтобы захватить Жанну; на несколько минут вся борьба сосредоточилась на этом месте.Не на живот, а на смерть сражались англичане и французы над ее телом: ведь для тех и других она была все равно, что Франция; кто завоевал бы Францию и оставил бы ее за собой навеки..."
Цитата из романа Марка Твена "Жанна д'Арк", посвященная осаде Орлеана.
И автор вновь обращается к отождествлению в словах помилованного Жанной дезертира, пытавшегося покинуть войско, чтобы повидать умирающую жену:
"...Именно потому, что меня ожидала смерть. Кроме жены, у меня не было никого на свете. Мне некого было больше любить.
– Как некого, а Францию? У сынов Франции всегда есть мать; они никогда не могут сказать, что им некого любить. Ты будешь жить – и ты будешь служить Франции…
– Я буду служить тебе!
– Ты будешь сражаться за Францию…
– Сражаться за тебя!
– Ты будешь солдатом Франции…
– Я буду твоим солдатом!
– Франции отдашь ты все свое сердце…
– Я отдам все свое сердце тебе; и свою душу, если она есть у меня; и всю свою силу, которой у меня так много; потому что я был мертв, а теперь воскрес; у меня не было цели жизни, а теперь я нашел ее! Для меня ты – Франция! Ты – моя Франция; другой мне не нужно."
Цитата из романа Марка Твена "Жанна д'Арк".
Образ Жанны в романе становится для читателя очень близким и по-человечески понятным. Она не каноническая фигура, а живая девушка, для которой свойственны заблуждения, боль и страх. Но в первую очередь для Жанны характерна Вера, в том числе в людей. Она до последнего верила, что король Карл, которого она фактически посадила на трон вызволит ее из плена, до последнего верила в своих солдат, в Бога, который тоже неприменно найдет способ уберечь ее от жуткой смерти от огня, которого она так боялась и освободит, позволив вернуться домой. Но ни первый, ни последний ничего не предприняли для Жанны и лишь боевые соратники преприняли неудачную попытку остановить казнь.
"Жанна, вся в слезах, опустилась на колени и начала молиться. О ком? О себе самой? О нет - о короле французском. Нежно и ясно звучал ее голос, и все сердца трепетали. Они ни разу не подумала о предательстве короля, не подумала о том, что он ее покинул, не вспомнила, что только из-за его неблагодарности она осуждена на жестокую смерть. Она лишь помнила, что он - ее король, что она - его любящая подданная и что враги запятнали его честь ложными доносами и обвинениями, не дав ему возможности явиться для защиты. И вот, стоя на пороге смерти, она забыла о всех своих горестях и умоляла присутствующих отнестись к королю справедливо и поверить, что он добр, благороден и чистосердечен, что он никоим образом не виновен в ее поступках, что он ничего не предуказывал и не поощрял и вполне свободен от ответственности за ее деяния. В заключение она в смиренных и трогательных выражениях просила всех предстоящих молиться за нее и простить ей...Жанна попросила дать ей крест. Под рукой не оказалось. Но один из английских солдат, повинуясь влечению доброго сердца, сломал палку, сложил куски крестообразно и, связав их, подал Жанне это подобие креста; она взяла крест, поцеловала его и прижала к груди...
...последний образ, запечатлевшийся в моей памяти в этот пагубный час, был лик Жанны д'Арк, по-прежнему сиявший юной красотой; и этот образ, не тронутый разрушительным временем, вечно живет перед моими глазами..."
Цитаты из романа Марка Твена "Жанна д'Арк".
Но, возможно, и у Бога, которому Жанна посвятила всю себя были свои планы в отношении ее. И, может быть, сама Жанна не так поняла Голоса, сулившией ей освобождение? Об этом мы поговорим в следующей публикации. Продолжение следует...
Спасибо за внимание к статье, надеюсь, вам было интересно. Буду рада новым читателям/подписчикам и комментариям по теме публикации. При комментировании прошу соблюдать общепринятые правила поведения.