"О, сколько нам открытий чудных готовит" особняк А.В. Морозова в Подсосенском переулке! Этот дом как необыкновенная шкатулка со множеством отделений: каждое следующее не похоже на предыдущее и всегда удивляет своим содержимым.
Сегодня будем удивляться "содержимому" библиотеки особняка. Именно к ней ведёт изумительная деревянная лестница-волна, по которой мы поднялись во время прошлой встречи.
Итак, мы покинули совершенно изумительный готический кабинет, больше напоминающий помещение сказочного замка, и оказались в библиотеке А.В. Морозова. Вход в неë выполнен в виде арки интересной формы. На следующем фото - верхняя часть арки (вид из библиотеки).
На этом же снимке замечаем необыкновенно красивый потолок и фриз, расписанный по мотивам гëтевской поэмы о Рейнеке-лисе.
Но пора оглянуться и рассмотреть помещение, в котором мы оказались. Библиотека отличается от помещения внизу: здесь намного светлее, больше окон, да и дерево других оттенков.
Создаëтся совсем другое настроение, но и здесь Шехтель остаётся верен любимой готике. Библиотека напоминает миниатюрный средневековый немецкий город: книжные шкафы из дуба очень похожи на высокие домики с черепичными крышами, а застеклëнные дверцы - на окна.
Вся мебель была изготовлена на знаменитой фабрике П.А. Шмидта, который приходился родственником Алексею Викуловичу (муж сестры). Как и в кабинете, здесь можно любоваться изумительной резьбой по дереву. Каждая деталь, каждый узор заслуживает внимания.
Как мы видим, за стëклами внутри шкафов сейчас пусто. При хозяине здесь стояли старинные книги, иконы, гравюры, ценные изделия из фарфора - небольшая часть огромной коллекции, которую долгие годы собирал хозяин особняка. Кстати, в 1914 году Морозову пришлось пристроить к основному зданию помещение из трёх залов - специально для хранения этих сокровищ.
Нижняя часть книжных шкафов была сделана комодами - здесь хранилась коллекция русских гравированных и литографированных портретов. Можете себе представить: к 1912 году она насчитывала около 10 тысяч листов!
Это собрание уже не помещалось в библиотеке, и над вторым этажом появилась надстройка, куда можно было попасть прямо отсюда, через вот эту дверь:
Прямо посередине комнаты стоит восьмигранный стол. Это тоже творение Шехтеля. Сейчас стол выглядит так:
Скромно и просто. Но изначально он был другим. Каждая вторая грань поверхности стола представляла собой витрину, а промежутки между ними использовались для письма, чтения старинных фолиантов, изучения гравюр - получались четыре удобных рабочих места.
Интересно, что стол этот с секретом! Его середину можно было поднять, стол тогда разъезжался на две половинки - появлялся доступ к лампочкам в полу (они освещали гостиную, расположенную на первом этаже, как раз под библиотекой). Проведя описанные выше манипуляции со столом, можно было, например, поменять перегоревшие лампочки. В потолке гостиной не было навесной люстры - освещение осуществлялось очень интересным способом, необычным для того времени. Но подробнее об этом я расскажу в следующий раз, когда мы спустимся в гостиную.
До встречи в Подсосенском переулке!
* Ещё об особняке Морозова: