Найти в Дзене
Калинка-Малинка

Старые книги

Старые книги… Они долго пылились на чердаке под толстым слоем пыли. Из маленького окошка падал солнечный свет, серебрились тонкие паутинки, и облачко пыли поднималось от каждой книги, которую брала девушка. Как давно она здесь была! Как долго пролежали эти книги никому не нужным грузом…

Аня любила книги с самого детства. С тех пор, как мать, уставшая после работы, но всё равно такая ласковая и любящая, читала им с братом сказки перед сном. У них в доме всегда было много книг. Отец собирал свою домашнюю библиотеку. Все в их семье любили читать. Даже бабушка, водрузив на нос очки с толстенными линзами, с удовольствием листала по вечерам очередной детектив… Сказки и прочая детская литература занимали нижнюю полку этажерки в детской. Аня и Олег, её брат, заранее выбирали, какую книгу они будут слушать сегодня. Любили дети и длинные сказки: Аня помнила, как они гадали, чем же закончатся приключения Элли из «Изумрудного города» или чем ещё займутся Малыш и Карлсон… Мама читала лишь по одной главе, редко – по две. А так хотелось узнать развязку побыстрее! Наверное, именно поэтому Аня научилась читать, едва ей исполнилось 5 лет. К 6 девочка уже медленно читала брату сказки, а в 7 начала читать «Приключения Незнайки». С этого момента Аня стала жить в 2 параллельных реальностях: в настоящей жизни и в ярких историях из книг. С каждым годом ей всё больше нравился второй вариант. Причины на то преподнесла сама жизнь.

В 90-е, когда в стране воцарился кризис, не минул он и Анину семью. Отец, который до этого всю жизнь трудился слесарем на заводе, сначала остался без зарплаты (более полугода предприятие денег не выплачивало), а потом – и вовсе без работы. Мать Ани работала медсестрой в местной больнице. Зарплата была мизерная и, опять же, начались задержки выплат.

Григорий Петрович мотался по городу в надежде найти хоть какую-то подработку, но таких, как он, было множество. Мать, получив свою минималку, пыталась заплатить коммуналку и купить продуктов, чтобы накормить семью. Аня помнила это страшное время. Тогда они забыли вкус мяса: каши с луковой поджаркой или томатной подливкой, пустой супчик, капустные или морковные котлеты. Спасало то, что бабушка жила в деревне и держала огород. Они помогали бабушке, поэтому овощи не покупали. Отец психовал и ругался, мать пыталась как-то сгладить все эти моменты, но получалось не всегда. Аня хорошо помнила, как у неё просто переломалась пополам подошва на дешёвых туфлях. Когда она вошла в кухню, мама плакала: она не знала, в чём дочери завтра идти в школу. На следующий день Аня осталась дома. Потом отец съездил к бабушке, и та из пенсии выделила денег внучке на обувь.

- Гриша, разве это жизнь – брать у пенсионерки деньги?! – возмущалась вечером на кухне жена.

- А что ты мне предлагаешь?! Что делать?!

Между родителями снова назревала ссора. Чтобы ничего не слышать, Аня уходила в свою комнату и погружалась в чтение. В её реальности храбрые принцы убивали ужасных драконов и спасали прекрасных принцесс. Там не было места безденежью и ссорам, а все проблемы решались взмахом волшебной палочки.

Мама давно не читала им книг: она пыталась прокормить семью. Отец впал в депрессию, начал выпивать и всё чаще просто лежал на диване, уставившись в потолок. Мать после работы бегала колоть уколы и ставить капельницы: так она зарабатывала хоть на продукты.

Летом отец уехал-таки работать на стройку подсобником, а детей отправили к бабушке. Каждые выходные туда приезжала и мама: работу на огороде никто не отменял. Аня и Дима пололи и прорывали грядки, окучивали картошку, поливали томаты. Они собирали смородину, и Аня с бабушкой варили варенье, чистили и резали яблоки на повидло… Лето было жарким и ароматным: в старом бабулином саду пахло малиной и грушами, опавшей листвой и цветущими повсюду бархатцами. А ближе к вечеру распускалась ночная фиалка, её аромат просто очаровывал Аню.

Бабушка внуков любила. Она старалась их рано не будить, а к тому времени, когда они просыпались, на столе уже стояла крынка со свежим молоком (в связи с тем, что происходило, бабушка завела козу: молоко и творог стали тогда для них хорошим подспорьем) и лежал свежий хлеб, укутанный в белое полотенце. Аня до сих пор помнила этот волшебный вкус и запах. Перекусив, дети спешили на помощь бабушке. Они кормили кур, Дима относил воду козе Машке, если было не очень жарко – шли на огород. Потом все вместе ели, и по расписанию следовал обеденный перерыв. Бабушка в это время ложилась на часок отдохнуть, а дети могли заниматься всем, чем хотели.

Дима шёл к соседу Сашке – своему ровеснику – они играли в свои мальчишеские игры. Аня занимала гамак под старой яблоней и погружалась в чтение книг. Именно здесь, у бабушки в деревне, Аня полюбила старые книги. Когда-то бабуля работала в местной библиотеке, и многие списанные книги она просто не могла выбросить в макулатуру. Она приносила их домой. Именно с них началась любовь к литературе у Аниного отца, именно их пересматривала и перечитывала сама Анна. Чуть пожелтевшие шероховатые страницы, которые повествовали о необычных судьбах и приключениях, о жизни яркой и полной впечатлений – той, о которой девочка не могла и мечтать.

Читала Аня и вечером, когда все ложились спать и в доме гасили свет. Бабушка засыпала быстро, как и Дима (он был младше Анны всего на год). Девочка же в своей комнате не гасила настольную лампу ещё долго. Утром после этого так не хотелось вставать! Но оно того стоило!

Ближе к осени дети вернулись домой. Ане не хотелось уезжать из уютного бабушкиного дома, но ждала школа – новый учебный год. Матери выплатили какую-то часть долга по зарплате, и она даже смогла купить детям обновки к школе. Осенью вернулся и отец. Он тоже привёз денег. Жить стало немного легче. К тому же Григорий Петрович нашёл работу: устроился охранником на стоянку. Но и то – деньги. Ссоры и скандалы в семье стихли. Понемногу жизнь налаживалась. К тому же бабуля по-прежнему помогала с питанием: овощи, масло, молоко, творог – отец ездил к ней каждые выходные, благо, жили они всего в часе езды электричкой. Он помогал по хозяйству, она собирала ему сумки. Так и жили.

Правда, на книги времени оставалось всё меньше. Отец хватался за каждую шабашку, а по ночам дежурил. Только на дежурстве да в электричке у него находилось время почитать. Поэтому в дорожной сумке у него всегда лежала книжка. Мать работала днём, а по вечерам ходила ставить уколы и капельницы. Она давно не брала в руки книги – не до того. Димка читать не любил. Он и школьную литературу-то не читал, а чтобы дополнительно, так и вовсе не до того было. Лучше с друзьями погулять или в футбол погонять. Верной своей привычке оставалась только Анна. Для неё книги так и стали собственным прекрасным миром.

В школе у Ани было мало друзей: только верная подружка Катя понимала и поддерживала её. В классе мало кто любил читать, а уж так, как Аня… Она всю программную литературу перечитывала в полном объёме, увлечённо рассказывая о прочитанном на уроках. Аня не была отличницей, но по литературе и языку её хвалили больше всех. Поэтому ей завидовали даже признанные отличники. И недолюбливали. Пока дети учились младших классах, это было не слишком заметно, а когда повзрослели, стало проявляться больше. Аню начали гнобить. Теперь её не просто считали странной, но и высмеивали. Дело было не только в увлечении литературой: Аня отличалась от них. Она была будто из другого измерения, из прошлой эпохи. А «чужих» дети не любят.

- О, снова наша спящая принцесса появилась! Ну, как, принц ещё не разбудил тебя поцелуем?! – хохотала Милана, признанная красавица класса, яркая и дерзкая. На самом деле, она завидовала тонкой красоте Ани: огромные голубые глаза и светлые волосы которой были, действительно, словно у принцессы. Добавить к этому лёгкую бледность и тонкие аристократичные кисти рук… Однако сама Анна своей красоты не замечала и даже стыдилась. На обидные слова одноклассников девушка старалась попросту не обращать внимание. Утешение находила, опять же, в старых книгах.

Милану игнор не устраивал. Она всегда самоутверждалась за счёт других. Сейчас вот пыталась сделать это за счёт Анны. Тем более, Милана видела, как смотрят на неё её одноклассники-мальчишки. Если кто-то из них закрутит с Аней любовь, то она рискует потерять свой авторитет. Ведь тогда Аня перестанет быть уязвимой. А соперницы Милане были не нужны.

- Слав, – как-то подошла Милана к парню, который в их 10-Б слыл сердцеедом (насколько это, конечно, было возможно в 16 лет). По крайней мере, почти все его одноклассницы вздыхали и грезили о нём тёмными ночами. Славик был избалован девичьим вниманием и поэтому смотрел на одноклассниц чуть свысока. Исключением являлась сама Милана, которая была очень похожа на него характером и складом ума и Аня – её он просто не понимал, – Слав, у меня к тебе предложение, от которого ты не сможешь отказаться!

- Удиви меня! – вальяжно протянул Славик, – Предлагаешь мне руку и сердце?!

- Ага, разбежался! Предлагаю славу и поход в кафе за мой счёт. Ну и посмеёмся знатно!

- С тобой? Ты знаешь, я люблю хорошо поесть и посмеяться! И что же нужно для этого сделать?

- Слушай, – загадочно проговорила Милана. И посвятила Славика в свой гениальный план.

На следующий день в сумке Ани оказался аккуратненький букетик подснежников. И больше ничего: ни записки, ни подписи. Через день – ещё один. Теперь уже с запиской: «От влюблённого поклонника». После подснежников в сумке появился букетик фиалок. Потом – шоколадка, и снова – цветы. Вскоре вместе с сюрпризами в сумке стали появляться письма, написанные старательным мальчишеским почерком. В этих письмах кто-то писал Ане о том, что она – его мечта, девушка из его снов. Что она прекрасна и удивительна, словно волшебная фея. Что нет большего счастье, чем дарить ей радость этими скромными сюрпризами. Аня краснела и бледнела, доставая подарки и записки от загадочного героя её грёз. Теперь все её мысли были именно об этом поклоннике. Однако он никак не проявлялся, кроме как в письмах. «Как в сказке!» – мечтательно улыбалась Аня.

Спустя месяц она уже нетерпеливо ждала следующего письма. Примерно тогда загадочный поклонник предложил ей обмениваться посланиями. Всё, опять же, было обставлено в стиле любовных романов: письма они теперь оставляли друг другу в дупле старой липы у входа в парк по субботам. Аня с нетерпением ожидала этого дня, чтобы получить очередное послание. Ещё спустя месяц тайный поклонник предложил встретиться вечером в парке. Там же, у старой липы. Аня шла на свидание, сердце выскакивало из её груди. На назначенном месте её ждал… Славик. В его руках был букет белых роз.

- Это ты?! – сказать, что Аня удивилась – это ничего не сказать.

- А ты ожидала увидеть кого-то другого? – улыбнулся парень.

Аня не могла сказать, кого она ожидала увидеть, но что не этого всегда напыщенного эгоиста, так это точно.

- Тебя точно не ожидала, – тихо произнесла Аня. Она вдруг почувствовала разочарование.

- На самом деле я ведь не такой, каким стараюсь быть на публике, – заливался соловьём парень, он целый вечер говорил Анне о том, как она его поразила своей красотой, и что жить без неё он больше не сможет. Аня всё больше грустнела. Прогулявшись по парку и вдоволь поговорив о себе, Славик провёл Аню домой.

«Он не мог написать всё это – ума не хватило бы, да и не думает Славик ни о ком, кроме себя. Какая фея?! Какие грёзы?! Он и слов-то таких не знает! Кто же это писал и зачем? – думала Аня, перебирая письма незнакомца. Ей почему-то стало очень тревожно».

Тёплое майское солнышко заглянуло в окно. Аню всё не покидало чувство тревожности и какое-то непонятное беспокойство. Зайдя в класс, девушка по привычке последовала на своё место. На неё никто не обратил внимания: ребята столпились около последней парты, откуда раздавался громкий голос Миланы. Девушка что-то цитировала, раз за разом хохоча: «Милый незнакомец! – читала она, – Твои письма делают мою жизнь насыщенной и интересной. Я всё время думаю о тебе, – слышишь, Слав, она о тебе думает! – Кто ты, мой герой, почему выбрал именно меня? Мы ведь так похожи с тобой, у нас одинаковые идеалы, схожие стремления, – ой, не могу, сейчас заплачу! Славка, у тебя со спящей красавицей нашей стремления-то и желания одинаковые!» Аня зажмурилась: «Нет. Не может быть! Он не мог упасть так низко!» Но девушка узнала те слова, которые писала прекрасному незнакомцу в ответ на его послания.

- О, Анечка, ты уже здесь! – Милана подошла к Анне, та ещё ниже опустила голову, – Ну как, не разочаровал тебя прекрасный принц?! Спящая красавица проснулась, наконец, от его поцелуя?! – хохотала одноклассница, и за её спиной ухмылялась её свита, – Он может тебя ещё на свидание сводить, если тебе понравилось! Я разрешаю! Пользуйся, пока я добрая!

Славик кивнул головой и расплылся в слащавой улыбке. Аня в слезах выскочила в коридор. В этот день она в первый раз прогуляла школу.

Дома мать с тревогой посмотрела на дочь: та была бледная, руки у неё дрожали.

- Ань, что-то случилось? Мне позвонила Анастасия Александровна, сказала, тебя не было в школе.

- Мне стало плохо, мам, пришлось уйти, – почти не соврала девушка.

- Я вижу, ты и сейчас не совсем в порядке, отдыхай.

Женщина присела около дочери на край кровати. Она чувствовала, что что-то происходит с её дочкой. Что-то нехорошее, но в душу к девочке лезть не хотела. Мать погладила Аню по волосам, как в детстве, и девочка расплакалась. Она сама рассказала ей о том, что с ней произошло. «Ничего, доченька, всё наладится!» – приговаривала мама. Она была мудрой женщиной и понимала, что у каждого возраста свои проблемы и нельзя их преуменьшать. Ведь для Ани в её 16 то, что случилось, было настоящей трагедией. Пусть она и будет смеяться над этим через несколько лет…

Последнюю неделю Аня в школу не ходила: ушла на больничный и уехала к бабушке в деревню. Там, в тени старой яблони, в окружении старых книг и тишины, девочка быстро пришла в себя. К тому же бабушкина забота, свежие овощи-фрукты и парное молоко тоже сделали своё дело. Когда спустя 2 недели к бабушке приехал Дима, он сестру не узнал: посвежевшая и розовощёкая, она не была похожа на ту бледную моль, которая недавно уехала из их городской квартиры.

В 10-Б тем временем происходило что-то непонятное.

- Так вот для чего всё это было! – крикнул Влад, товарищ Славика, когда Аня убежала, хлопнув дверью. Нельзя сказать, что Влад был Славику другом – ведь, чтобы дружить, нужно думать о другом человеке. Славик умел думать только о себе. Поэтому у него не было друзей – лишь товарищи.

- Что ты имеешь в виду? – изображая искреннее удивление, спросил Слава.

- Письма, которые ты просил меня писать якобы таинственной незнакомке, которой ты хочешь понравиться. Это было для того, чтобы разыграть Аню. Тебе не кажется, что это довольно жестокий розыгрыш?!

- Ну, почему же жестокий. Тем более, ты тоже виноват не меньше нашего: это же ты писал письма. В них она и влюбилась! – захихикал Славик.

- Какой ты… мерзкий! – тихо проговорил Влад, – Если бы я только знал, для чего предназначены эти письма!

- То что бы ты сделал?! – ухмыльнулся Славик, – Спас бы принцессу?

- От вашей злобной шайки, конечно, спас бы! И ничего такого не писал бы!

- И зря, такие душевные письма получились! – всё ещё смеялся одноклассник.

Влад отсел от Славика на заднюю парту. Больше он с ним не общался. Как ни странно, но этот розыгрыш показался смешным только на первый взгляд. Уже на следующий день, когда Аня не пришла в школу, одноклассники забеспокоились, многим из них стало стыдно за то, что произошло. Пусть и не они были виноваты в том, что произошло, но ведь никто из них за Аню не вступился! А девушка ведь ничего плохого никому не делала! Так, вместо ожидаемой популярности, Милана и Славик получили осуждение и игнор…

Анино лето пролетело в окружении Шекспира и Хемингуэя, Булгакова и Куприна, Есенина и Цветаевой. Всё новые старые книги открывали свои страницы для юной души.

Аня вернулась в город совершенно другим человеком. Она совсем забыла о том неприятном случае, который с ней произошёл. По крайней мере, это её больше не тревожило. В 11 класс она пришла уверенной в себе и спокойной.

- О, спящая красавица! – протянула Милана, но никто её не поддержал. Наоборот, одноклассники делали Ане комплименты по поводу её длинной косы, которую она заплела каким-то необычным образом, и старались поддержать с ней разговор. Девушка оказалась очень интересным собеседником. Милана стремительно теряла популярность…

- Ань, я ждал, что ты придёшь! – обратился к девушке Влад, – Я очень виноват перед тобой! Понимаешь, я не знал, для кого те письма. Думал, помогаю безнадёжно влюблённому другу, а оказалось…

- Так это ты писал! – Аня выдохнула, – А я всё думаю: ну как Славик с его, прости, зацикленностью на себе мог писать такие письма! Теперь всё стало на свои места!

- Ань, мне очень жаль, что так получилось. А ещё мне очень не хватало твоих писем. Мне так нравилось писать тебе!

- Так пиши ещё! – улыбнулась Аня.

И Влад, действительно, написал Ане: попросил прощения и пригласил на свидание. Девушка согласилась…

Аня и Влад перебирали старые книги, которые долго пылились на бабушкином чердаке под толстым слоем пыли. Из маленького окошка падал солнечный свет, серебрились тонкие паутинки, и облачко пыли поднималось от каждой книги, которую брала девушка. Как давно она здесь была! Как долго пролежали эти книги никому не нужным грузом… Аня с Владом закончили третий курс института: они оба учились на филологическом. Анна хотела стать учителем литературы, а Влад – журналистом. В этом году они расписались и планировали это первое лето их совместной жизни провести в деревне у бабушки: она уже не держала хозяйство, но всё ещё не соглашалась на переезд в город.

- Смотри, Влад, вот моя любимая! – Аня достала томик Ахматовой.

- У тебя хороший вкус! Сколько здесь книг! – Влад сдул пыль и прочитал: – «Война и мир»

- Мои любимые старые книги! – вздохнула Аня.

- Слушай, любимая, мы же собираемся после учёбы жить здесь? До города недалеко, на машине – вообще полчаса. Давай начнём обустраиваться прямо сейчас!

- Что ты имеешь в виду? – удивилась молодая жена.

- Давай здесь, на чердаке, сделаем свою библиотеку! Я сделаю стеллажи и полки, всё разложим. Мы ведь собирались оборудовать здесь второй этаж! Пусть будет библиотека! Когда-нибудь наши дети тоже захотят почитать эти старые книги!

Этим летом в гамаке в саду Аня и Влад читали друг другу отрывки из своих любимых книг. Пахло свежей зеленью, бархатцами и яблочным вареньем, которое варила бабушка в большом алюминиевом тазу…

Автор: Дарья М.