Найти в Дзене
Вперёд в прошлое!

Вопрос без ответа: существовал ли Иисус Христос? (часть 2)

Мы уже обсуждали вопрос, был ли Иисус Христос реальным историческим персонажем, или же он является всего лишь выдумкой, героем "сказок еврейских пастухов": В предыдущей публикации я рассказывал, почему четыре Евангелия можно считать достаточно достоверными историческими источниками. Но, согласитесь, всё-таки это немного не то. Ну не тянут сакральные книги христиан на роль объективных свидетельств. Если бы существование Иисуса подтверждали независимые источники, никак не связанные с христианством - это было бы совсем другое дело. Так вот, оказывается, и такие источники имеются. Тацит - один из самых известных римских писателей и историков. Родился приблизительно в середине I века, умер около 120 года нашей эры. В своих знаменитых "Анналах" Тацит пишет: "Но вот Нерон... предал изощрённейшим казням тех... кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь п

Мы уже обсуждали вопрос, был ли Иисус Христос реальным историческим персонажем, или же он является всего лишь выдумкой, героем "сказок еврейских пастухов":

В предыдущей публикации я рассказывал, почему четыре Евангелия можно считать достаточно достоверными историческими источниками. Но, согласитесь, всё-таки это немного не то. Ну не тянут сакральные книги христиан на роль объективных свидетельств. Если бы существование Иисуса подтверждали независимые источники, никак не связанные с христианством - это было бы совсем другое дело. Так вот, оказывается, и такие источники имеются.

Картина "Явление Христа народу" кисти Александра Иванова (изображение из открытых источников)
Картина "Явление Христа народу" кисти Александра Иванова (изображение из открытых источников)

Тацит - один из самых известных римских писателей и историков. Родился приблизительно в середине I века, умер около 120 года нашей эры. В своих знаменитых "Анналах" Тацит пишет:

"Но вот Нерон... предал изощрённейшим казням тех... кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме..."

Считается, что "Анналы" были написаны в 115 году, приведённый же мной эпизод относится к 64 году. Причём Тацит вполне мог лично наблюдать те казни, ему тогда исполнилось около 10 лет.

Не менее интересно свидетельство другого знаменитого римского историка, Гая Светония Транквилла. В его главном произведении, "Жизни двенадцати цезарей", среди деяний императора Клавдия упоминается следующее: "Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он изгнал из Рима". В комментариях к советскому изданию этой книги нас спешат успокоить: "Хрест - довольно распространенное среди рабов имя, поэтому нет необходимости видеть в этой смуте первое известие о христианах в Риме".

Картина "Неверие апостола Фомы" кисти Караваджо (изображение из открытых источников)
Картина "Неверие апостола Фомы" кисти Караваджо (изображение из открытых источников)

Вот только не совсем понятно, откуда комментатор взял статистику по именам римских рабов. И почему аналогичное свидетельство можно обнаружить в библейских "Деяниях святых апостолов": "Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима". "Жизнь двенадцати цезарей" датируется 120 годом. Рескрипт Клавдия относительно иудеев в Риме не обнаружен, но известен его рескрипт от 41 года, запрещающий александрийским евреям приглашать к себе соплеменников из Сирии и Иудеи, поскольку те якобы разносят "некий общий недуг всей вселенной". Уж не христианством ли зовётся сей недуг?

А вот что пишет высокопоставленный чиновник Плиний Младший римскому императору Траяну: "они имели в определённый день перед восходом солнца собираться вместе и совместно воспевать гимны Христу, как Богу, давать перед Ним обеты никогда не делать нечестия, не заниматься кражей, воровством или блудом, не нарушать данного слова, не удерживать данного им в залог". Это письмо датируют 112 годом.

Древнегреческий писатель Лукиан, живший во II веке, в своей книге "О смерти Перегрина" упоминает некого человека, "которого они еще и сейчас почитают, который был распят в Палестине за то, что ввёл в жизнь эти новые таинства".

Картина "Христос у Марфы и Марии" кисти Генриха Семирадского (изображение из открытых источников)
Картина "Христос у Марфы и Марии" кисти Генриха Семирадского (изображение из открытых источников)

Два последних источника скорее свидетельствуют о широком распространении христианства уже на рубеже I-II веков, а вот Светоний и Тацит явно слышали о самом Иисусе.

Но самым убедительным доказательством реальности Христа считается упоминание о нём в "Иудейских древностях" знаменитого еврейского историка Иосифа Флавия. Во-первых, потому, что Иосиф Флавий родился около 37 года нашей эры в Иерусалиме, то есть спустя всего несколько лет после предполагаемой казни Иисуса в городе, где всё и случилось. Так что вполне мог лично общаться с очевидцами тех событий. Во-вторых, в отличие от Светония и Тацита Иосиф Флавий писал историю именно еврейского народа. Но при этом его вполне можно считать объективным свидетелем, поскольку автор "Иудейских древностей" христианства не принимал, а правоверные евреи-иудеи считают Иисуса самозванцем-шарлатаном.

Картина "Нагорная проповедь" кисти Карла Генриха Блоха (изображение из открытых источников)
Картина "Нагорная проповедь" кисти Карла Генриха Блоха (изображение из открытых источников)

Тем не менее, свидетельство Иосифа Флавия вызвало бурные споры. Вот оно: "Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали этого и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени".

Многие историки считают этот текст более поздней вставкой, сделанной кем-то из христианских авторов. Почему? Да потому что немыслимо, чтобы правоверный иудей так писал о том, кого его единоверцы считали самозванцем-шарлатаном. Получается, что свидетельство Иосифа Флавия - подделка? На данный счёт имеется пара весьма весомых возражений.

Картина "Христос и грешница" кисти Василия Поленова (изображение из открытых источников)
Картина "Христос и грешница" кисти Василия Поленова (изображение из открытых источников)

Во-первых, этот отрывок не единственный, где Иосиф Флавий упоминает Иисуса. Есть ещё один: "Поэтому он собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как нескольких других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями". Как видим, тут Иосиф Флавий не пишет ничего такого, что не укладывалось бы в представления правоверного иудея о мире. А Иаков, брат Господень, неоднократно упоминается в Новом завете. А во-вторых, в 1912 году была обнаружена "Книга титулов" некоего Агапия Манбиджского, написанная на арабском языке. И Агапий цитирует Иосифа Флавия несколько иначе:

"В это время был мудрый человек по имени Иисус. Его образ жизни был похвальным, и он славился своей добродетелью; и многие люди из числа иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть; однако те, которые стали его учениками, не отреклись от своего ученичества. Они рассказывали, будто он явился им на третий день после своего распятия и был живым. В соответствии с этим он-де и был Мессия, о котором пророки предвещали чудеса".

Картина "Ecce homo" кисти Антонио Чизери (изображение из открытых источников)
Картина "Ecce homo" кисти Антонио Чизери (изображение из открытых источников)

Так может это и есть оригинальный текст из "Иудейских древностей", который позднее приукрасили христианские переводчики и переписчики? В такой редакции он уже не вызывает подозрений и вполне может считаться убедительным доказательством существования Иисуса.

Кстати, помимо прямых свидетельств историчности Христа, существуют ещё и косвенные, о которых я обязательно расскажу в другой раз.

Читайте в этом цикле: