Раньше, листая книжный каталог, мы могли ориентироваться только на жанр. И то, если там не написано нечто вроде «Зарубежная фантастика», под что можно подвести тысячу книг, совершенно отличающихся и по содержанию, и по мирам, и по целевой аудитории.
Но в наше время — появились они. Тэги. Маленькая, незаметная, но, на мой взгляд, главная революция, что привнес в литературный мир цифровой век.
Что это такое?
Массив тэгов книги — это краткие, интерактивные описания того, что в ней можно найти. На всех порталах они разные, но общее одно: каждый тэг кратко характеризует какую-то из особенностей книги или её сюжетный ход.
Выше, например, то, какими бывают тэги на «АТ». А вот они же на «Литресе».
Или на портале Fantlab. Здесь, вдобавок, жанры тоже «тэгифицированы», а самим тэгам — присвоен процент соответствия (маленькая синяя полоска). Но там их, к сожалению, меньше.
Чем же они так уникальны и полезны?
Упрощением первичной классификации. Теперь ты не просто видишь книгу, но понимаешь, что перед тобой. Не открывая и даже не читая аннотации.
И если ты видишь неприятный, неинтересный тебе тэг — книгу можно будет сразу отбросить. Или, наоборот, открыть, увидев интересный тебе тэг. Или даже выполнить по нему поиск — приказав системе показать тебе книги с этой особенностью, вне зависимости от жанра.
На некоторых площадках можно даже вести поиск по нескольким тэгам одновременно, или по парам «тэг+жанр».
На наглядном примере
Вот возьмём карточку книги из примера выше.
И, даже не вчитываясь в аннотацию, просто пробежавшись по тэгам и детализированному описанию жанра — понимаем, что:
- Пред нами «попаданческая» фантастика в историческом сеттинге
- Роман иллюстрирован
- Ему присвоен тэг «18+» и тэг «жестокость и насилие», коннотирующий причины первого. Кстати, я говорил, что возрастные рейтинги — дурная затея?
- Это произведение с уклоном в социополитическую сферу, сканадалами, интригами и расследованиями
- А судя по тэгу «производственный роман» — автор будет много задвигать «за матчасть» в рамках сюжета.
И вот — мы уже понимаем: что ждёт внутри, интересен ли нам этот подход к написанию или нет...
Почему «главная революция литературы XXI века»?
Потому что они способны сократить время на поиск книги в два, а то и в три раза! С учетом того, сколько этого времени сегодня уходит на поиск мало-мальски годной книги...
Я таки имею вам сказать, что без них — была бы совсем труба. И списку литературы, авторов с пометкой «издано Альфа-книгой» вовсе не было бы никакой альтернативы, с учетом того, что на одну хорошую книгу сегодня приходится сотня, тысяча мусорных...
Да, тэги бесполезны при оценке качества
Через них не узнать, насколько хороша или плоха книга: для этого я, представьте себе, даже отдельную инструкцию сделал.
Но — они играют огромную роль в отсечении не того, что плохо, а того, что тебе неинтересно. Для меня, например, автоматически улетает в отброс (за редчайшими исключениями, отдельно отмеченными товарищами по литературному клубу) всё, где есть, скажем, тэги вроде «реалРПГ», «современный любовный роман» и ещё несколько.
Или потому что «я их просто не люблю», или потому что в них концентрация трэша превышает санитарные нормы.
Таким образом, тэг — на мой взгляд, главная революция с момента появления самой цифровой книги (что, всё же, конец XX века). Не знаю, что ещё подарит нам грядущий век, но пока я в этом убеждён.
Подписка, лайк, комментарий на тему — всё, что нужно для поддержки канала. Это несложно:-)