Военные Украины при отступлении из Соледара планировали взорвать соляные рудники, заявил в телеграм-канале глава Донецкой народной республики (ДНР) Денис Пушилин.
«Изнутри подрывали коммуникации, затруднив спуск в шахту. Но все восстановимо, и мы это обязательно сделаем. И вокруг предприятия по добыче соли обязательно вырастут новые жилые кварталы», — написал он.
Пушилин добавил, что в Соледаре осталось очень мало местных жителей, а потому принято решение не развертывать пункты гуманитарной помощи от «Единой России». По его словам, сейчас оставшихся в городе людей «поддерживают всем необходимым бойцы ЧВК «Вагнер». Он добавил: «Вагнеровцы сопровождали нас в поездке и рассказали, какие кровопролитные тут были бои».
Соледар находится примерно в 75 км к северу от Донецка и примерно в 10 км севернее города Артймовск (украинское название — Бахмут). Близ этих городов несколько недель идут ожесточенные бои.
Соляной рудник в Соледаре является одним из крупнейших в Европе. В 2021 году на него приходилось 95% всей добычи соли на Украине.
Основатель ЧВК Вагнера Евгений Пригожин рассказывал, что солердарские и бахмутские шахты образуют собой общую систему, сравнимой с «сетью подземных городов». Там, на глубине 80-100 м находятся и перемещаются не только люди, но также танки и БМП, продолжил он, утверждая, что в этих шахтах «запасы вооружения хранятся еще с Первой мировой войны».
Позднее в «Артемсоли», соледарском градообразующем предприятии, заверили, что подземного прохода из Соледара в Артёмовск нет. По словам главного геолога компании Виктории Скрипник, тоннели в соляных шахтах Соледара находятся на глубине от 150 до 300 м, а техника не поместится в элеваторах. При спуске оборудование для добычи соли разбиралось на детали, а потом вновь собиралось уже внизу, объяснила Скрипник, усомнившись в подземном перемещении танков.
Минобороны сообщило о взятии Солердара 12 января, указав, что это стало возможным в ходе «постоянного огневого поражения противника штурмовой и армейской авиацией, ракетными войсками и артиллерией группировки российских войск (сил)». При этом Пригожин за день до этого, 11 января, заявил о взятии города исключительно бойцами этой организации. Он подчеркнул: «в штурме Соледара не участвовали никакие подразделения, кроме бойцов ЧВК Вагнера». Два дня спустя в министерстве заявили, что задача по штурму кварталов города была «успешно решена мужественными и самоотверженными действиями добровольцев штурмовых отрядов ЧВК Вагнера».
Заместитель министра обороны Украины Анна Маляр 15 января говорила, что под Соледаром продолжаются тяжелые бои.