Бывалые "виниломаны" уже поняли о чем пойдет речь. Хотя пожалуй, перед тем как углубиться, стоит начать с короткой справки, для тех кто только приобрел первый проигрыватель пластинок.
На слово шелл, как технический термин, Гугл выдает следующие варианты перевода : раковина, обшивка, каркас, остов, панцирь, патрон, щит, шелуха, скорлупа, кожух, гроб, оболочка, каркас, гильза.
Буржуи эту деталь называют «хэд шелл». В общем, это съемная консоль на рычаге тонарма с площадкой для установки звукоснимателя.
Идея оперативной замены звукоснимателя для воспроизведения дисков с концентрической канавкой записи возникла уже в ранних конструкциях Берлинера.
Получить несколько вариантов звучания было интересно и при механическом усилении записанного сигнала, благо иглодержатели с мембранами из разных материалов это позволяли.
С появлением усилителей на электронных лампах мембранные звукосниматели уступают место электромагнитным, с аналогичным креплением к тонармам граммофонного типа.
При дальнейшем развитии звукоснимателей и совершенствовании тонармов тенденция оперативной замены сохранялась до последних дней «золотой эры винила». Варианты тонармов со сменными рычагами оказались менее универсальными.
Современные тонармы как правило имеют рычаги с интегрированной установочной площадкой. Конструкция привлекает жесткостью рычага и непрерывной линией сигнальных проводов, но требует от владельца веры в «лучший звук» в сочетании с установленным картриджем.
Тонарм с набором картриджей на сменных шеллах дает пользователю возможность получить несколько вариантов звучания одной пластинки. Японские перфекционисты подбирают лучшее сочетание даже для отдельных треков.
Первые шеллы с цилиндрическими разъемами выпускались из пресс порошков карболитов (реактопласты), и литьевых сплавов. Эксперименты с использованием термопластиков провалили тесты по звуку. Шеллы в виде «лодок» и «совков» выпускали Империя, СМЕ, Ортофон, Рекокут, ЕМТ.
Квадратные коробки из карболита Ортофон «А» стали культовыми у ценителей СПУ. Бюджетные варианты делали из термопластиков или штамповали из листовых металлов.
Число конструкций и форм консолей шеллов в настоящее время трудно перечислить, как и материалы применяемые для них. В «элитных» изделиях встречаются кварц и керамика.
Конструкторы тонармов не стремились к унификации, поэтому на сегодня имеется много разных вариантов разъемов шеллов. Наибольшее распространение в мире получили байонетные разъемы СМЕ с диаметром втулки 8мм. Шеллы с такими разъемами выпускают с 60х годов прошлого века по настоящее время.
С инженерной точки зрения шелл служит дополнительным элементом коррекции характеристик тонарма. Вес сборки шелл-картридж определяет центр массы рычага и влияет на эф. массу тонарма в целом, что в итоге определяет настройку СРЧ системы.
Кроме этого характеристики СРЧ и акустической проводимости материала консоли шелла влияют на звук не меньше материала рычага самого тонарма. Пропорции консоли, материал, толщина и форма поперечного сечения полки так же определяют резонансные характеристики изделия.
В некоторых конструкциях кроме изменения вылета предусмотрена регулировка азимута. Такие шеллы производитель АТ называет универсальными.
Особое место занимают консоли из древесины о которых стоит сказать отдельно. Они не для фанатов стабильности. Даже выполненные из одной доски заготовки по звуку несколько отличаются.
Шеллы с консолями из древесины «живые»! Звук любого установленного на них картриджа изменяется в зависимости от влажности и температуры в помещении. Тем кто это оценит стоит обратить внимание на шеллы с полировкой без защитного покрытия.
В отличии от других материалов многие породы древесины имеет значительную разницу продольной и поперечной акустической проводимости. Правильным распилом при производстве можно задать определенную резонансную характеристику заготовки, наиболее подходящую для конкретного картриджа.
Сменные шеллы с цилиндрическими разъемами в СССР выпускались до распада Страны на части. Для Электроники Б1-01 легкие штампованные, для Электроники 060 литые изящные. У Арктура 006 консоль шелла из углового профиля с накладной скобой для пальца.
Запомнился шелл завода РЭТ Пунане для тонарма проигрывателя Эстония 010. Шеллу прототипа Optonica 9100 шелл Эстонии по качеству исполнения проигрывал, но с оригинальным тонармом и установленным картриджем сочетался удачно.
Сейчас в Росси на базе купленных в Китае разъемов шеллы делают несколько мастеров. В основном это штучные авторские модели.
Автор: Сергей Ващенков, Санкт Петербург