Героизация смерти священнослужителями - вещь нормальная и исторически хорошо освоенная, богато аргументированная и такая... щемяще... привлекательная.
Поэтому обвинять товарища Гундяева, что он использует своё служебное положение, не стану.
С какой стати?
У него только в России 50 миллионов подписчиков, и где тут я ?
В отличие от своего отца, послужившего в Красной Армии и посидевшего в тюрьме в сталинское время, нынешний Патриарх Кирилл такой школы не имел.
Но кто поставит ему это в вину?
Бюрократы, хоть в мирской, хоть в церковной жизни, всегда старались армейские реалии избегать, ну а если, как сейчас, приспичило, занимать места политруков, объясняя личному составу, пользу от их самопожертвования во имя славных идеалов.
И даже, если идеалы расплывчаты и спорны, всегда найдётся весомый аргумент типа "слова божьего" и нужная цитата из известного произведения, чтобы обеспечить жертву и её пользу для самих жертвователей и их семей.
Так было всегда: лезли на стены, штурмовали города, перебирались через рвы с восхвалением богов и их наместников на Земле, оставляя за собой плачущих сирот и пустоту.
Это трудно понять, ещё труднее принять, зато, как получается, легко повторить, что окончательно выбивает из колеи не только веры, но и самой примитивной светской жизни.
Самым честным героем, как мне кажется, был Портос, сказавший: - я дерусь, потому что - дерусь!
В старые времена, церковные тоже организовывались в военизированные образования и сражались с крестом на груди, но потом они поняли, что лучше это дело поручить другим, чья ценность перед богом была менее заметна, и перешли на дистанционку.
Нашли Жанну Д, Арк, возвеличили, казнили, снова возвеличили, словом, сделали всё, чтобы потомки могли снять кино, запретить и снова снять. Согласитесь, что при известной и всеми любимой церковной бутафории просто похоронить героиню - не комильфо! Нужны эффекты.
Жанну, наверное, должно быть жалко, но без жертвы нет героев, а без героев - что за война? Как говорили в советское время: всегда должно быть место для подвига.
И вот, смотрю я на престарелого мужчину; как он выглядит без своей жуткой шапки, сутаны и прочих тяжеленных золочёных одеяний, не знает никто, и думаю: тебе старичок не стыдно?
Ведь в третьем поколении возносишь молитвы, смысл которых тебе неведом, вернее может был и ведом когда-то, но ты - забыл, как забыл и то, что перед тобой живые люди, а не слуги из администрации.
Храм не терпит лжецов, торгашей и их прислужников. Ну так, по крайней мере, Писание утверждает. Есть ли там место для призывающих убивать?
Тогда это не храм, а казарма, генштаб или блиндаж для командного состава.
Оттуда не слышно биение сердец тех, кто идёт в атаку, не слышно, как эти сердца перестают биться.
А должно!
Но время идёт, легко и плавно ложатся слова, головы, склонившиеся в поклоне, перестают думать, им уже не под силу вспомнить, что они сами прочитали в тех книгах, которые повторяет пастырь, остаётся лишь покорность и послушание.
Чего же ещё?