Ранее мы определили, что знаменитая мировая и священная гора Меру находилась в самом центре Среднерусской возвышенности на Валдае. Это была ледяная гора - остаток ледника времен Валдайского оледенения Евразии. При средней толщине ледника в 1 км, на Валдае была его максимальная толщина в несколько километров. И когда растаял километровый слой льда, а освободившиеся территории заселили люди, на Валдае еще возвышалась гора высотой в несколько километров. На горе был центр мирового жречества и легенды о ней остались у многих народов. А как же у самих русских? В русской мифологии она отобразилась в былинном эпосе в том числе и в сказаниях о богатыре-великане СВЯТОГОРЕ (рис.1).
Удивительный персонаж русских былин несмотря на массу параллелей, собранных для освещения его личности, он остаётся для специалистов мало разъяснённым. Сегодня считается, что прототип русского Святогора-богатыря не может считаться найденным, хотя и предложено много гипотез. Отметим только очевидное и признаваемое, что в основе его имени стоит понятие «СВЯТАЯ ГОРА».
Какие же его особенности указывают на принадлежность к мифологии знаменитой горы?
- Святого́р — в восточнославянской мифологии богатырь-великан. Относится к наиболее древним героям русского былинного эпоса. Святогор является русским древнейшим богатырём, дохристианским, божественным и могучим.
- Иными словами мы имеем дело с прообразом всего русского былинного богатырского эпоса.
- Святогор в эпосе является огромным великаном, «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Он не ездит на святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке Мать — Сыра Земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.
- Не трудно в этом описании увидеть образ большой горы, а точнее большого ледника при движении которого и происходят описанные действия. Сам термин «Сыра Земля» указывает на землю появляющуюся после ухода ледника.
- Согласно былинному эпосу, тяжести Святогора не выносит мать — Сыра Земля, но сам он не может превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходит ногами в землю.
- Гигантский ледник продавил земную кору и сегодня (после его исчезновения) по разным оценкам происходит ежегодный подъем почвы (по меньшей мере балтийского глинта) на несколько миллиметров в год. Силы же гравитации стремятся восстановить первичную округлую форму Земли. При этом меняется гидрология, и некогда судоходные реки перестали таковыми быть.
- Богатырь в описании представлен хоть и гигантского размера, но и одновременно немощным преклонного возраста.
- Ледниковая гора, как прототип героя, находилась в стадии перманентного разрушения и постоянного таяния. Время ее существования заканчивалось.
- Интересен сюжет, где Святогор появляется на коне держа на плечах хрустальный ларец, в котором находилась его жена красавица.
- Сюжет с хрустальным ларцом на самом верху перекликается с древнеиндийским описанием горы Меру на вершине которой был кристалл. Ранее я уже делал предположение, что вершина (или вершины) горы была обработана (или достроена) под пирамиду — прообраз всех пирамид на земле. Библейское сказание о Вавилонской башне по-видимому описывает историю постройки этой пирамиды. Сюжет с красавицей в хрустальном ларце, перекликается с другим популярным сюжетом — красавица в хрустальном гробу из известной сказки (рис.2).
Сегодня бытует общее мнение, что пирамиды это гробницы. Тогда возможно, что на (в) горе Меру также был пантеон, причем не мумифицированных, а замороженных:
«…Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов.
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста…»
(Александр Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).
В другом своем произведении, поэме«Руслан и Людмила», Пушкин вводит оригинальный сюжетный образ богатыря в виде огромной живой головы размером с холм рис.3:
"...Вдали чернеет холм огромный,
И что-то страшное храпит.
Он ближе к холму, ближе — слышит:
Чудесный холм как будто дышит."
Этот образ головы богатыря очень перекликается с образом Святогора и соответственно самой Святой Горы. Считается, что этот образ автором позаимствован из сказки о Еруслане Лазаревиче самый старый вариант которой восходит к 17-мувеку. Правда эксперты по русскому фольклору считают, что прототип сказки взят у среднеазиатских и иранских народов. Но как видим основа былины была общая для всех.
- Былины говорят, что однажды открылся вход на небо, и богатырь поставил несколько гор одну на другую, после чего, будто по ступеням, взошёл по ним и Встретился он с самим Вышенем, могущественным божеством и покровителем людей.
В этом сюжете просматривается многоярусная структура горы так, как порой изображались буддийские мандары. При этом славянский Вышень отождествляется с индуистским богом Вишну (он опекает вселенную в течение ее существования). В сказаниях о высоте Меру упоминается о нескольких небесах (7-ми) которых она достигает. Это отразилось в русском фразеологизме«на седьмом небе» (от счастья)!
Неотъемлемым сюжетом вариантов былин о Святогоре является история с его гибелью. С большой долей уверенности можно его считать основополагающим. В этом сюжете чаще всего задействован другой былинный богатырь — Илья Муромец. В спорах этих двух персонажей верх одерживает Илья и это несмотря на то, что размеры героев не сопоставимы, Муромец вместе с конем помещается в кармане у Святогора. В одной из предыдущих работ я показал, что Пророк Илья это христианский образ языческого Ильи Муромца и оба они представляют мифологический образ упавшей кометы. Упавшей на гору Меру… Более подробно об этом мы поговорим в теме «Куда упал Люцифер». Именно это падение приведшее к глобальной катастрофе на планете, уничтожило в том числе Святую Гору, что и отразилось в мифологии, как гибель богатыря Святогора от богатыря Ильи Муромца. Интересен так же сюжет с каменным гробом в который лег богатырь и безрезультатных попыток Ильи разрубить его мечем в результате чего вокруг гроба появлялись металлические обручи. Вот этот отсыл к металлу может нам намекать на природу упавшего объекта (подробнее об этом будет в другой работе) рис.4.
Другим русским легендарным былинным объектом соответствующим нашему критерию является - «Ала́тырь-ка́мень (ла́тырь, бел-горю́ч ка́мень, синий камень, ала́бор, ала́бы́рь), в русских средневековых легендах и фольклоре священный камень, «всем камням отец», пуп земли,содержащий сакральные письмена и наделяемый целебными свойствами» (Википедия). Интересно, что этимология слова алатырь вызывает до сих пор трудности у специалистов. К сожалению, но эти «трудности» можно объяснить только преднамеренным не желание сказать правду. Ерунда вроде янтаря, основанная на парафразе «бел — горюч» не смущает историков и иже с ними, и это не смотря на то, что белый янтарь довольно редкий вид. Очевидно, что речь идет об очень древни временах, когда понятия «гореть» и «плавиться» еще не разделялись. Иначе говоря сегодня можно было бы сказать «белый плавящийся камень», а более грамотно «белый таящий камень». Он однозначно определяется как ЛЕД. Само слово Алатырь можно разделить как «ала тырь», где АЛА это великий/святой, а ТЫР/ТУР/ТАУ это гора/башня и таким образом получается прямая калька со Святой Горы или Святогора. Кстати, слово «таять»в древней форме писалось как «таяти» и почти также писалось слово означающее тайну «таити». Современная этимология их не связывает вместе, но как видим тайна Святой горы напрямую связана с ее таянием. Описанные мною ранее легенды и предания разных народов о горе Меру, во многом соответствуют описательным характеристикам камня Алатырь.
- В стихе «Голубиной книги» алатырь ассоциируется с алтарём, расположенным в центре мира, посреди моря-океана, на острове Буяне. На нём стоит мировое дерево или трон мирового царствования. В духовных стихах описывается, как «из-под бел-алатырь-камня» вытекает чудесный источник, дающий всему миру «пропитание и исцеление».
- Здесь почти в точности приведено ведийское описание Святой горы, она и посреди моря океана, и мировое дерево на ней (полярное сияние?), и целебный источник — река Ра (Волга, и еще три великие реки) (рис.5).
- «Под восточной стороной есть окиан-синее-море, на том окияне на синем море лежит бело-латырь-камень, на том бело-латыре-камне стоит святая золотая церковь, во той золотой церкви стоит свят золот престол, на том злате престоле сидит сам Господь Исус Христос, Михаил-архангел, Гавриил-архангел…».
- Согласно же пуранической космографии гора Меру имела различные имена, такие как Хемадри (золотая гора), Ратнасану (пик из драгоценных камней), Карникачала (лотосовая гора), Амарадри, Дева-парвата (гора богов). То есть драгоценности и боги были ее основой в понятии.
- А вот народный сказ гласит: «Среди моря синяго лежит латырь-камень; идут по морю много корабельщиков, у того камня останавливаются; они берут много с него снадобья, посылают по всему свету белому. Потому Латырь-море морям отец, Потому Латырь-камень каменям отец!»
- Через Валдай (гору Меру) проходил знаменитый средневековый торговый путь «из варяг в греки». Как известно он прекратил свое существование в 12-мвеке (т. е. в результате катастрофы). Судя по всему именно около горы был центр мировой торговли, туда шли торговые пути со всего мира. Отсюда и понятие МЕРА как единица измерения, в том числе и денежная единица МАРКА, т.е. русская МЕРКА.
Таким образом мы нашли по меньшей мере два легендарных образа из древней русской мифологии отвечающих критерию Святая гора Меру, это богатырь Святогор и священный камень Алатырь.