Первые 12 месяцев жизни ребёнка – это всегда сложный период для всех членов его семьи. Как не поддаться тревоге и знать, своевременно ли развивается Ваш ребёнок, поможет календарь психомоторного развития.
Психомоторное развитие – что это?
ПМР – это цельная совокупность умений, движений и психических реакций. Оно состоит из двух одинаково важных частей: психической и моторной. Психическая часть включает в себя речевые, адаптационные умения; моторная часть подразумевает под собой развитие моторно-ручной активности.
Показатели психомоторного развития детей от первого месяца жизни до года:
- 1-ый месяц:
1. Кратковременная фиксация взгляда на яркие, контрастные предметы.
2. Реакция на звук (вздрагивает при шуме).
3. Способен держать головку в лежачем положении.
4. Улыбается близким родственникам, которых часто видит. - 2-ой месяц:
1. Поворачивает головку в сторону источника шума.
2. Следит за предметами.
3. Способен держать головку в вертикальном положении.
4. Реагирует на речь окружающих. - 3-ий месяц:
1. Реагирует на речь улыбкой или первыми «агу».
2. Тянется к игрушкам.
3. Длительно фокусирует взгляд на каком-то предмете.
4. Хорошо держит голову.
5. Опирается на локти и коленки в горизонтальном положении.
6. Пропадают так называемые рефлексы «новорожденного». - 4-ый месяц:
1. Пытается переворачиваться на спинку или на бок.
2. Тянется за игрушкой.
3. Смеётся.
4. «Узнаёт» родных людей, активно реагируя на их появление и поведение. - 5-ый месяц:
1. Звуки выстраиваются в цепочку.
2. Идёт более чёткое распознание родных людей и незнакомых (возможен страх перед новыми людьми).
3. Тянется к игрушкам, рассматривает их подолгу.
4. Стоит при поддержке в подмышечной впадине на пальчиках ножек. - 6-ой месяц:
1. Играет с игрушкой, перекладывает её из одной руки в другую.
2. Активно переворачивается со спины на животик.
3. По-разному реагирует на родных и чужих.
4. «Просится» на ручки. - 7-ой месяц:
1. При поддержке в подмышечной впадине пританцовывает, стоит на полную ножку.
2. Способен сам держать спинку.
3. Активно двигает ножками, постоянно тянется к ним в положении на спине.
4. Приходит понимание, что до предмета можно дотянуться, перевернувшись на живот или спину.
5. Требует внимания, из-за чего часто плачет, если такового не хватает. - 8-ой месяц:
1. Способен самостоятельно сесть или лечь.
2. Может одновременно держать в обеих ручках по предмету, однако не долго.
3. Более чётко произносит простейшие буквосочетания: «БА», «ПА», «МА».
4. Смеётся и реагирует на речь, возможно кивает в знак согласия или протеста. - 9-ый месяц:
1. Стоит, если держать за ручку.
2. Самостоятельно играется с игрушками. Специально кидает и следит за их падением.
3. Способен выполнять простые просьбы «Отдай игрушку», «Дай ручку».
4. Произношение звуков становится удвоенным. - 10-ый месяц:
1. Играет с другими детками.
2. Повторяет за взрослыми простые действия. Например, «разговаривает по телефону».
3. Говорит первые слова.
4. Способен сам ходить, держась за опору. - 11-ый месяц:
1. Появляется так называемый «щиповый» захват: берёт все двумя пальчиками.
2. Способен самостоятельно стоять.
3. По разному реагирует на знакомых.
4. Машет ручками в знак приветствия и прощания. - 12-ый месяц:
1. Говорит от 5 (~8) и более слов.
2. Знает слова «можно», «нельзя», «не трогай» и понимает их значение.
3. Выполняет простые просьбы. Например, показать игрушку, что-то сказать, поцеловать или обнять.
4. Способен долго играть с игрушками
5. Реагирует на изменения окружающей среды: понимает был он в данном месте или нет.