Найти в Дзене
Логопед Наталья Екб

НОРМЫ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДО ГОДА

Первые 12 месяцев жизни ребёнка – это всегда сложный период для всех членов его семьи. Как не поддаться тревоге и знать, своевременно ли развивается Ваш ребёнок, поможет календарь психомоторного развития.

Психомоторное развитие – что это?

ПМР – это цельная совокупность умений, движений и психических реакций. Оно состоит из двух одинаково важных частей: психической и моторной. Психическая часть включает в себя речевые, адаптационные умения; моторная часть подразумевает под собой развитие моторно-ручной активности.

Показатели психомоторного развития детей от первого месяца жизни до года:

  • 1-ый месяц:
    1. Кратковременная фиксация взгляда на яркие, контрастные предметы.
    2. Реакция на звук (вздрагивает при шуме).
    3. Способен держать головку в лежачем положении.
    4. Улыбается близким родственникам, которых часто видит.
  • 2-ой месяц:
    1. Поворачивает головку в сторону источника шума.
    2. Следит за предметами.
    3. Способен держать головку в вертикальном положении.
    4. Реагирует на речь окружающих.
  • 3-ий месяц:
    1. Реагирует на речь улыбкой или первыми «агу».
    2. Тянется к игрушкам.
    3. Длительно фокусирует взгляд на каком-то предмете.
    4. Хорошо держит голову.
    5. Опирается на локти и коленки в горизонтальном положении.
    6. Пропадают так называемые рефлексы «новорожденного».
  • 4-ый месяц:
    1. Пытается переворачиваться на спинку или на бок.
    2. Тянется за игрушкой.
    3. Смеётся.
    4. «Узнаёт» родных людей, активно реагируя на их появление и поведение.
  • 5-ый месяц:
    1. Звуки выстраиваются в цепочку.
    2. Идёт более чёткое распознание родных людей и незнакомых (возможен страх перед новыми людьми).
    3. Тянется к игрушкам, рассматривает их подолгу.
    4. Стоит при поддержке в подмышечной впадине на пальчиках ножек.
  • 6-ой месяц:
    1. Играет с игрушкой, перекладывает её из одной руки в другую.
    2. Активно переворачивается со спины на животик.
    3. По-разному реагирует на родных и чужих.
    4. «Просится» на ручки.
  • 7-ой месяц:
    1. При поддержке в подмышечной впадине пританцовывает, стоит на полную ножку.
    2. Способен сам держать спинку.
    3. Активно двигает ножками, постоянно тянется к ним в положении на спине.
    4. Приходит понимание, что до предмета можно дотянуться, перевернувшись на живот или спину.
    5. Требует внимания, из-за чего часто плачет, если такового не хватает.
  • 8-ой месяц:
    1. Способен самостоятельно сесть или лечь.
    2. Может одновременно держать в обеих ручках по предмету, однако не долго.
    3. Более чётко произносит простейшие буквосочетания: «БА», «ПА», «МА».
    4. Смеётся и реагирует на речь, возможно кивает в знак согласия или протеста.
  • 9-ый месяц:
    1. Стоит, если держать за ручку.
    2. Самостоятельно играется с игрушками. Специально кидает и следит за их падением.
    3. Способен выполнять простые просьбы «Отдай игрушку», «Дай ручку».
    4. Произношение звуков становится удвоенным.
  • 10-ый месяц:
    1. Играет с другими детками.
    2. Повторяет за взрослыми простые действия. Например, «разговаривает по телефону».
    3. Говорит первые слова.
    4. Способен сам ходить, держась за опору.
  • 11-ый месяц:
    1. Появляется так называемый «щиповый» захват: берёт все двумя пальчиками.
    2. Способен самостоятельно стоять.
    3. По разному реагирует на знакомых.
    4. Машет ручками в знак приветствия и прощания.
  • 12-ый месяц:
    1. Говорит от 5 (~8) и более слов.
    2. Знает слова «можно», «нельзя», «не трогай» и понимает их значение.
    3. Выполняет простые просьбы. Например, показать игрушку, что-то сказать, поцеловать или обнять.
    4. Способен долго играть с игрушками
    5. Реагирует на изменения окружающей среды: понимает был он в данном месте или нет.