"Страшна не сама смерть, страшно ожидание смерти", - написал читатель под моей публикацией "Я БОЮСЬ СМЕРТИ, НО НЕ БОЮСЬ СТАРОСТИ". Признавать свой страх смерти и переживать этот страх - естественное, природное состояние. А вот ждать смерти и испытывать страх в процессе ожидания - саморазрушение. Хочу обосновать свою позицию с психологической точки зрения для тех, кто хочет жить и не хочет умирать раньше времени. Вот три причины, которые объясняют деструктивность ожидания смерти.
Причина первая - направление жизненных сил на приближение смерти
В глубинных направлениях психологии (психоанализ, неопсихоанализ, психогенетика, трансгенерационная психология, полевая психология, системные расстановки по Хеллингеру) принято считать, что жизненные силы личности направляются туда, куда ведёт мысль. Проще говоря, где мысль, там и энергия. Энергия - это и есть жизненные силы.
Когда человек думает о приближении смерти, он "смотрит на смерть" и бессознательно как бы придвигает её к себе. Когда человек признаёт факт конечности жизни, в том числе, своей жизни, он как бы говорит "смерть существует", ставит смерть где-то далеко от себя, как природное явление, и продолжает жить, не глядя постоянно в сторону смерти. Она просто есть - и всё. Стоит себе где-то, не спорит и не конфликтует с жизнью, на неё не тратятся жизненные силы.
Состояние постоянного мысленного контакта со смертью часто формируется у тех, кто недавно потерял близких и любимых людей. Умерший человек находится в поле зрения горюющего, и горюющий оказывается развёрнутым в ту часть мироздания, где находится смерть. Жизненные силы уходят на переваривание факта смерти любимого человека, и это отбирает много энергии. Конечно, важно переваривать горе, не блокировать его, чтобы оно не осталось непереваренным продуктом внутри системы. Но даже на переваривание пищи уходит ограниченное время, оно не длится вечность. Так же важно своевременно переварить и завершить процесс горевания, чтобы не поддерживать своими жизненными соками, не кормить своей жизнью смерть.
Причина вторая - слив психической энергии мимо настоящих целей
Настоящие, то есть, здоровые цели человека связаны с удовлетворением базовых потребностей. Это потребности в еде, сне отдыхе, здоровье и безопасности, любви и принадлежности, уважении и саморазвитии. Если у человека возникает состояние страха в ожидании смерти, его жизненные силы начинают тратиться на выдерживание этого страха и связанного с ним напряжения.
Психологи и психотерапевты доказали, что самая большая потеря жизненных сил происходит в тех случаях, когда человек испытывает какое-то сильное сопротивление. Эксперты сравнивают это состояние с движением против течения, когда основные усилия тратятся на то, чтобы преодолеть силу течения, а не на то, чтобы продвинуться вперёд. Чтобы продвинуться к цели, нужно выйти из воды и пойти по суше или развернуться и начать двигаться по течению.
Поток движущейся воды - это переживания, с которыми человек сталкивается и испытывает затруднения в их преодолении. Ожидание смерти - это река, которая сносит человека вниз по течению. Если бы не было воды, человек бы двигался легко, свободно и с удовольствием. Его жизненные силы тратились бы на само движение, а не на преодоление потока. Невозможно качественно удовлетворять базовые потребности, если сознание занято ожиданием смерти.
Причина третья - потеря состояния "здесь и сейчас"
Почему психотерапевты так часто используют формулировку "здесь и сейчас" как формулу здорового существования? Потому что в нынешнем моменте можно оптимально расходовать жизненные силы с максимальным КПД, коэффициентом полезного действия.
Чаще всего о страхе ожидания смерти пишут не немощные старики, дышащие на ладан, а вполне жизнеспособные люди зрелого возраста. Те, кто уже пришёл на границу жизни и смерти, просто находятся на границе жизни и смерти и проживают эту часть бытия. Ждут этого как раз те, кому до этого состояния ещё далеко.
Получается, что люди находятся в настоящем, а мысли их - в будущем. А там, где происходит разрыв с настоящим, образуется место для фантазий и заблуждений, создаются ложные образы, не соответствующие реальности. И картинки будущей смерти часто не имеют ничего общего с тем, как человек потом умирает в реальности.
Но бывает и иначе: когда ожидание смерти обретает в фантазиях человека слишком отчётливые и конкретные формы, эти формы как будто притягиваются и начинают воплощаться. Проще говоря, человек сам придумывает и воплощает свою смерть, а это уже конфликт с Богом, потому что только Бог решает, кто как умрёт. Заниматься этим небожеским делом - саморазрушение.