Что такое учительница в небольшом уральском посёлке середины XX века? Это очень уважаемый человек. К мнению и словам которого прислушиваются. И не дай бог она пожалуется маме. Этого боялись все ученики. Учитель был прав априори, без оговорок. Такой строгой учительницей была и моя бабушка.
Учительница начальных классов, как мне кажется, это "вторая мама". Тогда дети, приходя в школу, не умели ни читать, ни писать. Всему этому их учили в школе. Но учителя - тоже люди. И если тогда они казались своим ученикам кем-то необычным, то для взрослых это были не просто соседи. Учительница имела право критиковать родителей. Она могла прийти в дом и проверить в каких условиях живёт ученик. И её пускали, ей показывали, на её вопросы отвечали.
Что это было - уважение к профессии? Понимание того, какую ответственность за твоего ребенка несёт учитель? Желание, чтобы дети жили лучше, чем их родители? Сегодня уже не понять нам отсюда, из XXI века, чем для рабочего посёлка был учитель. Я не буду говорить о том, что сегодня профессию учителя низложили до уровня обслуживающего персонала, об этом много сказано. Я расскажу о том, как учила бабушка и как это отражалось на её семье.
В школе в параллели было два каласса. Один - у бабушки. Второй - у её вечной соперницы - близкой подруги. Соревнования были постоянные. Причём соревновались они не в том, у кого больше отличников и меньше двоечников. Нет, они соревновались в том, кто больше "фишек" (из сегодняшнего словаря) придумает, кто интереснее материал преподнесёт. То есть это было соревнование именно между учителями, связанное с их профессионализмом.
Знания, полученные когда-то в педагогическом училище, совершенствовались на протяжении всей работы в школе. Новые наработки, приёмы из специальной литературы, идеи - всё шло в дело. Дома рисовались наглядные пособия, карточки.
Мама не училась в классе, где преподавала бабушка, это было не принято. Но и мама, и её подружка (дочка той самой коллеги-соперницы) привлекались к работе с начальными классами - вожатская деятельность, походы / экскурсии, оформление классного уголка или стенгазеты - все эти "работы" выполнялись не только учителями, но и детьми.
А вот чего никогда не было - это никогда родители не контролировали своих детей в выполнении уроков и уж тем более не диктовали учителю - что и как делать. Но всегда слово учителя было для родителей закон.
Вот это правило - слово учителя - закон - бабушка перенесла и в семью, в домашнюю жизнь. Её слово было законом для всех. Для семьи это было не очень хорошо, потому что менялась жизнь, менялись её скорость и ритм. Но она всё равно считала, что только она одна знает, как лучше и как правильно. Но благодаря её педагогическому таланту и я, и брат шли в школу подготовленными, читающими. Мы умели находить ответы на все вопросы сами. Но уж если не могли найти ответ, то она всегда помогала. И ещё одна наша "фамильная черта" - благодаря ей мы оба любим книги до сих пор.
Уважаемые подписчики и гости канала. Рада, если Вам нравятся мои воспоминания. Но сегодня хочу спросить о другом - нужны ли для иллюстрации этих воспоминаний подлинные фотографии? Или достаточно "фото из открытых источников"? Подписывайтесь на канал, комментируйте, пишите что нравится, а что нет.