Предоставление Украине современных танков остается ключевым вопросом, стоящим перед союзниками Киева после пятничной встречи высших должностных лиц министерства обороны в Германии, которая не принесла особых результатов. Но, возможно, самое незащищенное звено в цепочках поставок для производства такого оружия проходит по железнодорожным путям через врага, которого они пытаются победить.
Россия находится в центре железнодорожного грузового маршрута, снабжающего западных производителей оружия стабильными поставками металлов, необходимых для производства микрочипов, электроники и боеприпасов, используемых в современном оружии. Большая часть так называемых редкоземельных элементов добывается в Китае. ОАО «Российские железные дороги» и другие перевозчики перевозят все больше критически важных металлов, необходимых для оборонной промышленности Европы.
Объем китайских редкоземельных металлов, перевозимых поездами по России, вырос до 36 074 тонн за первые девять месяцев прошлого года, что более чем вдвое превышает объем, перевезенный за весь 2021 год, согласно данным Европейского Союза, предоставленным Bloomberg News. Стоимость этой торговли выросла более чем на четвертую пятую до 377 миллионов евро (408 миллионов долларов) за сентябрь.
«Удивительно, что, несмотря на все санкции, эта цепочка поставок все еще работает, — сказал Майкл Вурмсер, основатель Norge Mining Ltd. — Это подчеркивает важность этих редкоземельных элементов и показывает, насколько мы зависим от них».
Вурмсер говорил из Давоса, Швейцария, где он встречался с руководителями отрасли, пытающимися диверсифицировать цепочки поставок стратегических полезных ископаемых. Norge Mining имеет претензии в Норвегии, которые включают крупные месторождения ванадия и титана, двух металлов, имеющих решающее значение для оборонной промышленности, в производстве которых в настоящее время доминируют Китай и Россия.
Министр обороны США Ллойд Остин и генеральный секретарь Организации Североатлантического договора Йенс Столтенберг встретились в пятницу на авиабазе Рамштайн в Германии вместе с другими союзниками. Переговоры, призванные подчеркнуть единство союзников, были несколько омрачены продолжающимся отказом Германии предоставить свой танк Leopard 2.
Китай поставляет более 90% редкоземельных элементов, используемых в Европе, а последние данные ЕС показывают, что российские железнодорожные пути остаются загруженным судоходным путем и ключевым звеном пекинской инициативы «Один пояс, один путь».
Грузовой маршрут РЖД остается ключевым для европейской промышленности, и в июле ЕС опубликовал руководство, разъясняющее, что товары, следующие транзитом через страну, не подлежат санкциям.
Редкоземельные металлы, такие как лантан, добываемые в Китае, широко используются западными производителями оружия для изготовления бронебойных боеприпасов. Большая часть европейского спроса на вольфрам — тяжелый металл, используемый для противотанковых средств производства Thales Air Defense Ltd. и Rheinmetall AG — покрывается Китаем.
Согласно оценке ЕС, ранее опубликованной Bloomberg, война на Украине выявила зависимость Европы от российских железных дорог и коридоров в торговле с Китаем.
Несмотря на то, что объемы составляют всего от 3% до 4% от общего объема торговли товарами между Китаем и ЕС и составляют небольшую часть морских перевозок, железнодорожные перевозки могут сократить сроки доставки на несколько недель. Товарному поезду, отправляющемуся из китайского города Ухань, необходимо всего 16 дней, чтобы пересечь Россию и прибыть в Дуйсбург, Германия. Перевозка морских грузов из Азии в Северную Европу может занять в два раза больше времени.
Железнодорожное путешествие из Китая в Европу может проходить по нескольким маршрутам. Объемы перевозок по северному коридору значительно выросли с 2016 года, достигнув 692 500 контейнеров в шестиметровом эквиваленте в 2021 году. Но, согласно анализу ЕС, после вторжения России в соседнюю страну это число сократилось — с января по апрель 2022 года было перевезено 187 000 TEU.
Альтернативные средний и южный коридоры имеют ограниченную пропускную способность, еще не полностью освоены и не могут компенсировать потери от северного маршрута. По словам представителя ЕС, это может стать проблемой в среднесрочной и долгосрочной перспективе, но не должно вызывать непосредственной озабоченности, поскольку большинство важнейших товаров не подпадают под санкции.
Наличие противников с перекрывающимися цепочками поставок — явление не совсем новое, считает аналитик Европейского совета по международным отношениям, занимающийся вопросами военной торговли, Рафаэль Лосс. Япония использовала металлолом США для своего флота во время Второй мировой войны. Во время холодной войны советские поставки металла помогали пополнять западные арсеналы, нацеленные на Москву.
«Что изменилось, так это то, что по сравнению с эпохой холодной войны экономические инструменты принуждения стали более заметными в управлении конкуренцией», — сказал Лосс из Берлина. «Не всегда ясно, что они имеют ожидаемый эффект, но они, безусловно, способны нарушить цепочки поставок».
Хотя стоимость товаров, перевозимых по железнодорожным линиям, представляет собой лишь небольшую часть общих торговых отношений между ЕС и Китаем, Россия может увеличить расходы и проблемы для европейских импортеров, если Москва перейдет к блокировке 15 вагонов поездов в день, которые обычно проходят по этому маршруту.
Нарушение доступа к китайским вольфрамовым рудникам, на долю которых приходится более 83% мирового производства, может сделать западную экономику особенно уязвимой.
Металл имеет решающее значение для ряда продуктов — от батарей до магнитов и микрочипов, и вместе Китай и Россия контролируют почти две трети выявленных запасов — и спрос определяется «расходами на оборону, вызванными конфликтом между Украиной и Россией». компании Tungsten West PLC, которая в этом году пытается ввести в эксплуатацию новый рудник на юго-западе Англии.
«Конкуренция за ресурсы вот-вот станет еще более острой», — сказал Лосс.
Перевод публикации JapanTimes