Я тут на днях обратила собственное же внимание на то, что достаточно много болтаю с животными. При этом, конечно, понимаю, что большую часть моих слов они воспринимают просто как «белый шум», иногда выхватывая оттуда лишь какие-то значимые для себя сочетания звуков, например, свои клички. В основном же звери смотрят на язык тела, слушают мои интонации, а также наверняка ощущают то, что происходит в моем теле, когда я пребываю в том или ином состоянии и испытываю те или иные эмоции. Но мне все равно нравится с ними вести беседы – для себя, прежде всего. Все же я представитель вербально общающегося вида.
Поэтому и продолжаю свои разглагольствования на разные темы, порой пускаясь в морализаторства (например, решив звериные конфликты, я обязательно «пожурю» всех участников). Но, во-первых, точно знаю, что звери считают мое состояние, и за этим я как раз слежу. А во-вторых, это просто про жизнь, а не про обучение или какое-то более целенаправленное взаимодействие. То есть вы, например, можете просто беседовать за обедом дома, а можете планировать семейный бюджет. И вести эти два разговора вы будете по-разному. И вот когда я с животным занимаюсь чем-то подобным на «планирование семейного бюджета», то уже более сдержана в словах (но не во время похвалы, потому что в том числе и через них мне проще передать свое состояние радости и удовлетворенности от того, что зверь сейчас сделал) и еще четче подаю сигналы телом, избегая дополнительного «белого шума» и прочих помех.
Но все это было лишь предисловием. Основная мысль, к которой я пришла на днях и ради которой стала писать эту заметку, заключается в том, что в самом начале моего взаимодействия с животными я тоже вела себя с ними похожим образом – разговаривала, общалась как с представителями своего вида. И большинство людей (даже хозяева кошек и собак), как я теперь знаю, ведут себя так же. Потом, когда у меня появились свои питомцы (и начала я ни много ни мало сразу с лошади) и я стала более углубленно и серьезно заниматься с ними, то мое общение с четвероногими постепенно трансформировалось в нечто иное, сведясь во многом именно к дрессировщическому восприятию (то есть зачем, например, много болтать с кошкой, если она все равно ничего из сказанного не поймет?). А со временем все опять стало возвращаться на круги своя…
И вот я вновь веду длинные беседы с животными, вроде бы как и с людьми, но четко осознавая, что это именно моя история. Ну или просто откровенно балуясь и дурачась с животными. И сейчас со стороны, кажется, я так ничем и не отличаюсь от той, кто только начинал свой путь постижения тонкостей взаимодействия с животными какое-то время назад. Однако теперь я просто делаю это намного сознательнее и понимаю, что если я хочу чего-то добиться от зверя, то мне не надо говорить с ним, как с человеком, а стоит применить иные техники общения. Но и сводить всю коммуникацию с хвостатыми исключительно к обучению и «стимулам-реакциям» тоже не стоит. Как и с людьми можно не только работу работать, но и просто приятно проводить время вместе. И общаться даже молча.
P.S. Я не уверена, что мне удалось как-то внятно выразить свои мысли сегодня. Точнее, скорее, я уверена в том, что не удалось сделать это. Поэтому буду очень рада обратной связи от вас – каким-то комментариям, вопросам, уточнениям. Ибо я все еще прихожу в себя после насыщенной недели, и голова (точнее, ее содержимое), кажется, еще не очень встала на место. А тело и вовсе мне сегодня заявило: «Ты ковбой – ты и прыгай!». И сказало, что у него вообще-то никто заранее не спрашивал согласия на все выпавшие на нашу долю приключения, поэтому оно – так же не спросив ни у кого согласия – берет сегодня внеплановый выходной. Подозреваю, что моя голова затеяла что-то подобное. Или у них общетелесный сговор.
Подписывайтесь на наш канал , чтобы узнавать еще больше историй о жизни с животными в лесу! И, конечно, приезжайте в гости !