Найти в Дзене
Учитель гармонии

"А как это он у вас сочиняет, если он ничего не слышит?"

Не спорю, тема несколько элитарна. И всё же, полагаю: многим будет, по крайней мере, любопытно. В моём случае, это прямой профессиональный интерес. Нет, не о тугоухости. Наши студенты, по большей части, здоровы. *** "Эй, господа, педагоги-теоретики, не троньте парня. А то вы не знаете? Он пишущий. Он исполняется. Да-да, не только играющий, но пишущий, всю жизнь, стипендиат много каких фондов, давным-давно всероссийская знаменитость, местами - международная. Без пяти минут в Союзе. А вы ему - тройку по сольфеджио? По гармонии? Задачи, говорите, решать не умеет? Цепочки не слышит? Не смешите. Видать, не нашли подхода. Явление-то масштабное..." Так - примерно так, с вариациями - порой высказывается вузовская профессура. Композиторская! Круги соответствующие - знаю подробно: сама с "того" факультета МГК. *** Ну не распознаёт юноша аккорды, хоть ты тресни, хоть спляши перед ним. Да что там говорить, он интервалы-то с натяжкой распознаёт. На уроках наших теоретических... бывает нечасто. Не н
Оглавление
Юность, дружба, талант
Юность, дружба, талант

Не спорю, тема несколько элитарна. И всё же, полагаю: многим будет, по крайней мере, любопытно. В моём случае, это прямой профессиональный интерес.

Нет, не о тугоухости. Наши студенты, по большей части, здоровы.

***

"Эй, господа, педагоги-теоретики, не троньте парня. А то вы не знаете? Он пишущий. Он исполняется. Да-да, не только играющий, но пишущий, всю жизнь, стипендиат много каких фондов, давным-давно всероссийская знаменитость, местами - международная. Без пяти минут в Союзе. А вы ему - тройку по сольфеджио? По гармонии? Задачи, говорите, решать не умеет? Цепочки не слышит? Не смешите. Видать, не нашли подхода. Явление-то масштабное..."

Так - примерно так, с вариациями - порой высказывается вузовская профессура. Композиторская! Круги соответствующие - знаю подробно: сама с "того" факультета МГК.

***

Ну не распознаёт юноша аккорды, хоть ты тресни, хоть спляши перед ним. Да что там говорить, он интервалы-то с натяжкой распознаёт. На уроках наших теоретических... бывает нечасто. Не нужны товарищу, с позволения сказать, увеличенные квинтсексты. Не нужны те малые минорные, что тянут, в диатонике, ровно в шесть тональностей. У звёздного третьекурсника училища - свои представления о вертикали и горизонтали, о добре и зле, о качестве и халтуре, о людской благодарности.

И он на то, кстати, имеет полное право.

Можно бы предположить: не слышит, ибо не знает о существовании, не информирован, не накачан, не натаскан.

Но тут, увы, другое. Природная музыкальность, слуховые данные, естественность мышления - под вопросом. Развивать-то пожалуйста. Более того, некоторый результат гарантируем.

Ему просто не надо. Пишущий он.

***

"А как это, стесняюсь спросить, он у вас сочиняет, ежели он ничего не слышит, если ухом не ловит и изнутри не выдаёт? Или... ваша музыка для нашей музыки - параллельная реальность?"

Это высказывание оооочень опытного теоретика. Транслировано с купюрами. Обращено к людям "ярким, заметным, творческим".

Человек за словом в карман не лезет - говорит, что думает. Человеку нечего терять.

***

ЧТО есть современная композиция?

Богатство вертикали, живое интонирование - отдельно, изобретательство - отдельно. Изобретательство ради изобретательства. Философская концепция превыше звучания. А главное, чтобы ново было.

Выходит, и не принципиальны для творца слуховые навыки. Так ведь?

Вот ещё и такое обесценивание.

Грустно, тревожно, кисло как-то.