Найти тему

Чему учат русские сказки: вторая часть

В одной из прошлых статей мы определили, что “сказка” — один из жанров фольклора, либо литературы.

    Её описывают как эпическое, преимущественно прозаическое произведение с волшебным, героическим или бытовым сюжетом и характеризуют отсутствием претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.

 

    Мы определили, что изначально сказки появились как результат приукрашенного, видоизмененного под действием фантазий, мечтаний и многочисленных пересказов описания действительных событий из жизни того или иного народа. Это поучительный рассказ о том, чего не может произойти на самом деле, но непременно заставляет слушателей задуматься.

    Сказки каждого народа отличаются друг от друга направленностью поучения. Выделяют три типа русских сказок: бытовой, волшебный и о животных.

    В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

-2

    Давайте рассмотрим некоторые примеры.

    В сказочных текстах описываются ценности жизни и приоритеты, которые были актуальны для народа в то или иное время. И некоторые из них в той или иной мере не теряют своей актуальности и сейчас, приспосабливаясь к нашим реалиям.

    Чаще всего акцент делается на необходимости труда, без которого сказочный герой не сможет измениться и достичь каких-то высот. Труд показывается как обязанность героя, а не наказание, заставляющее его непомерно страдать. Ведь без труда невозможно даже удовлетворить базовые потребности и большинство людей приучаются к нему с детства. Классический пример из сказки “Конек-Горбунок”: “У старушки три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак” сталкивает слушателя с противоположностями трудолюбивого героя и тех, которые заставляют желать лучшего.  

 

-3

    В таком случае прослеживается некая закономерность: герой по какой-то причине не выполняет свои обязанности или делает это некачественно, неблагоприятная ситуация вынуждает его действовать, он приобретает цель, новый опыт и осознает, что поступал неправильно. Он растет как личность, а сама сказка выполняет свою поучительную функцию.

 

-4

    Например, сказка “Три поросёнка”, написанная Сергеем Владимировичем Михалковым в 1936 году учит тому, что человек должен не позволять себе лениться в том, что касается его жизни. В ней двое поросят построили некачественные домики из-за того, что хотели справиться с работой быстрее, и в итоге были чуть не съедены волком, который эти домики разрушил. Лишь домик третьего поросёнка устоял, потому что был каменным.

    В сказке показано, к чему могут привести лень или трудолюбие. Что важна не скорость выполнения работы и последующие игры в свободное время, а качество и ответственность. 

-5

    Похожий сюжет демонстрируется в народной сказке “Лиса и заяц”, в которой Заяц построил себе избушку из лубочков, а Лиса изо льда. В ней показывается, что нужно думать в первую очередь о качестве и практичности, а не о красоте, ведь избушка изо льда растаяла с наступлением весны. В сказке Заяц показан добрым, а Лиса - его полной противоположностью. Она смеется над его трудолюбием, демонстрирует высокомерие и глупость, не позволяя ему вернуться в избушку после того, как лишается своей. Герой, помогающий Зайцу, остается жить с ним, а Лису прогоняют. Доброта и трудолюбие вознаграждаются в конце пути, показывая, что нужно планировать будущее на несколько шагов вперед и быть понимающим к чужому горю.

 

   Помимо сказок, которые учат трудолюбию, встречаются и предостерегающие детей. В давние времена существовали не только сказки, заставляющие слушателя поверить в чудо, но и те, события в которых были нацелены вызвать у народа страх, чтобы предотвратить совершение ошибок. Ведь не просто так изначально сказки не предназначались для детской аудитории. В них также непременно была поучительная составляющая и опыт народа.

 

-6

    Например, русская народная сказка “Семь козлят” учит в первую очередь послушанию. По сюжету Мать-Коза отправляется за молоком, оставляя своих семерых козлят дома одних. Она предостерегает их: чужим дверь открывать нельзя. Они узнают свою мать по голосу, и голодный Волк с помощью обмана вынуждает их открыть дверь. Лишь одному козленку удается спастись.

 

-7

      Похожий сюжет демонстрируется и в других народных сказках, — например, “Колобок” и “Петушок золотой гребешок”.

    Кроме послушания родителям и тому, что чужакам дверь открывать нельзя\от “родителей” убегать не стоит, данные сказки учат слушателей тому, что рядом всегда может оказаться тот, кто посчитает необходимым навредить им. Она учит детей быть внимательнее и осторожнее, напоминая, что мир населен не только теми, кто желает им добра.

 

    Таким образом, русские сказки – это неисчерпаемый источник народной мудрости, которым пользуются до сих пор. Внимание в них уделяется моральным ценностям, доброте, трудолюбию, способности в нужный момент прийти на помощь другу или простить его.