Как сложилась судьба семьи переселенцев из Узбекистана
5лет назад публикация в «Столице С» помогла сестрам Галине и Арине Алимовым (имена и фамилии изменены) получить гражданство России. Их бабушка Пелагея Юхнова смогла добиться 2-й группы инвалидности и на 50 % уменьшить стоимость оплаты коммунальных услуг. Напомним, что семья переехала из Узбекистана в Темниковский район около 15 лет назад. О том, как сложилась ее дальнейшая судьба, — в материале Ирины Васнецовой.
Судьба
В 19-летнем возрасте жительница Мордовии Пелагея Юхнова познакомилась с будущим мужем Владимиром. После свадьбы переехала на его родину — в Узбекистан. Окончила местный институт и всю жизнь работала бухгалтером. Супружеской паре от государства дали просторный дом с 12 комнатами. Позже они купили машину. Владимир трудился на автокране. Один из рабочих дней оказался роковым. Мужчина поднял груз больше положенного и… трос оборвался. Стройматериалы рухнули на кабину… В 24 года Юхнова стала вдовой с двумя маленькими детьми. Через некоторое время вышла замуж за брата погибшего, но семейная жизнь не сложилась. Когда на почве национализма в Узбекистане стали притеснять русских, мужчина уехал к родственникам на Украину… «После распада СССР всю документацию мне как главному бухгалтеру нужно было вести на узбекском языке, которого я не знаю, — вспоминает 72-летняя женщина. — С работы попросили уйти. Но это было не самое страшное. В 54 года я уже находилась на пенсии. Жалко было детей. Сын трудился зубным техником, а дочь — экономистом. Их тоже заставили уволиться…» Даже до угроз дело доходило. В почтовый ящик подбрасывали записки: «Уезжайте, вам здесь не место!» «Нас вынудили продать имущество за минимальную стоимость — 5 тысяч долларов, — вспоминает пенсионерка. — Подсылали подставных покупателей. Они говорили, что если мы не согласимся на такую цену, то вообще всего лишимся…»
Мордовия
Семья оказалась в Темникове. После переезда дочь Наталья вместе с мужем стала работать в Москве вахтовым методом. Вскоре из-за нарушения правил пребывания в России ее избранника депортировали в Узбекистан. Супруги развелись. «Папа моих внучек Галины и Арины женился второй раз и им совсем не помогает, — рассказывает Юхнова. — Девочки тогда остались со мной, а Наталья решила отправиться в Узбекистан, чтобы оформить въезд и выезд. Этого требовали российские миграционные органы для оформления гражданства. Но не смогла вернуться». По словам пенсионерки, дочь не пропускала миграционная служба Казахстана из-за узбекского биометрического паспорта старого образца. Поэтому долгое время девочкам не удавалось воссоединиться с мамой. Корр.«С» удалось услышать мнение Натальи: «Первое время после задержания жила в Казахстане, где меня приютили в монастыре. Там оказывала помощь пожилым монашкам. Потом все-таки перебралась в Узбекистан. Подрабатывала сиделкой…»
«Тем временем я полтора года оформляла себе российское гражданство, — продолжает Юхнова. — На нервной почве получила кучу болезней — артрит, артроз, остеохондроз… Чтобы попасть на прием в республиканскую миграционную службу, нужно много часов отстоять в очереди. На бумажную волокиту потратила в общей сложности около 200 тысяч рублей. В эту сумму вошли оформление въезда и выезда из страны всей семьей каждые три месяца, временное проживание, оплата анализов». Наша собеседница несколько лет пыталась оформить над внучками временное опекунство. Но для этого требовалось российское гражданство. Сама процедура довольно-таки финансово затратная. Дети жили без документов. В том числе без полисов медицинского страхования. Пенсионерка обращалась за помощью в различные инстанции, даже писала в администрацию Президента России. Во время встречи с корр.«С» показала огромную стопку различных отписок. По словам Юхновой, чиновники не стали помогать финансово даже во время половодья. Дому был причинен серьезный ущерб. Комнаты затопило на метр, а во дворе образовалась огромная яма. Женщина восстанавливала жилье за свой счет…
Сын Владимир Юхнов долгое время не мог найти работу в Темникове и числился на бирже труда. Его семью выручали подсобное хозяйство и приусадебный участок. Владимир держит несколько баранов и овец. Сейчас он трудится водителем… Чтобы помочь семье переселенцев, корр.«С» тогда связалась с посольством Российской Федерации в Узбекистане. Его сотрудники назначили Наталье встречу и разъяснили дальнейшие действия. Женщина наконец-то получила гражданство России, приехала в Саранск и трудоустроилась сиделкой. Дочери Натальи тоже стали гражданками нашей страны. «В отделении соцзащиты наконец-то обратили внимание на нашу семью и помогли мне оформить временное опекунство над внучками, — рассказывает Пелагея Юхнова. — Также я получила 50-процентную скидку на оплату коммунальных услуг и смогла оформить 2-ю группу инвалидности — у меня большие проблемы с ногами. Совсем не могу ходить. В итоге к пенсии прибавили 1900 рублей, теперь получаю 21 тысячу. Без вмешательства вашей газеты не смогла бы всего этого добиться. Спасибо большое!» Также наша собеседница благодарна работникам органов социальной защиты, нанявшим для нее помощницу, которая ежедневно готовит еду, убирает, стирает. Добрые слова прозвучали в адрес директора Темниковского медицинского колледжа Елены Фоминой. Ее студенты-волонтеры помогли Юхновой справляться с огородным работами, прибирались в доме…
«А родные вам не помогают?» — спрашивает корр.«С». «Иногда меня навещают сын и 16-летняя внучка Арина, — отвечает она. — Дочь Наталья не появляется — нянчит 3-летнего внука. Она вместе со своей младшей дочерью живет на съемной квартире». По словам Юхновой, Арина почти сразу переехала с мамой в Саранск. Сейчас учится в строительном техникуме. 21-летняя внучка Галина вышла замуж, родила ребенка. Но супруг стал злоупотреблять алкоголем и вести себя неадекватно. Они разошлись. Сейчас Галина работает в Москве менеджером по продажам и фасовщицей. Она содержит мать, сестру и сына. Бывший супруг не помогает… «Почему ваша дочь Наталья не оформит получение президентских выплат?» — интересуется корр.«С». «Потому что папа Арины не предоставил справку о том, что не платит алименты. Ведь он попросил Наталью отказаться от них взамен на свое согласие, чтобы дочери получили гражданство России…» — «Но ведь эта справка противоречит нашему законодательству. Отказаться можно, если отец купил ребенку, например, квартиру. Почему бы не лишить его родительских прав?» — «Кто будет этим заниматься? Наталье некогда, да и судиться дорого. Весной отправит внука в садик и выйдет на работу. К этому времени, может быть, Галина вернется из Москвы. Дай Бог, чтобы в жизни моих близких все наладилось и они были счастливы…»