Найти тему
АиФ–Тюмень

Звон Сибири. Как тюменские колокола распространились по стране?

Когда-то в любимой горожанами Гилевской роще стоял знаменитый завод купцов Гилевых - крупнейшей в Сибири династии колокольных мастеров, два столетия отливавших колокола для всего региона. От былых строений сегодня не осталось и следа. Как сложилась судьба голосов храмов и церквей и сколько их удалось сберечь к сегодняшнему дню - в материале «АиФ-Тюмень».

Трагические судьбы

Колокола завода «Петра Ивановича Гилева сыновья» на малую родину привозили летом 2022 года звонари-реконструкторы из Алтайского края и Барнаула, Новосибирска, Омской области и Ишима. Большинство - из Новосибирска, где в Сибирском центре колокольного искусства многие годы собирают и «распевают» их.

Игорь Лисуконь. Фото: АиФ/ Игорь Сабаталов
Игорь Лисуконь. Фото: АиФ/ Игорь Сабаталов

«Единственный сохранившийся колокол нашего старого разрушенного храма сегодня хранится в музее, так как получил тяжелые повреждения и обзвону непригоден», - говорит звонарь алтайского храма Иоанна Предтечи Игорь Лисуконь.

В годы советского лихолетья многие колокола спасти не удалось. Чаще всего их отправляли на переплавку. Когда в 1933 году начали разбирать старый храм Иоанна Предтечи, печальная участь была уготована и продукции тюменского завода. Спасла его пожарная часть, в которую отдали колокол. Там его использовали как набат во время огня. Так как «язык» был утерян, по колоколу били рессорой. Шрамы от тех лет навсегда остались на звоннице.

«Материал выплавляют из бронзы, которая не любит сильных ударов. И однажды колокол потерял «голос» от сильного стука. Но колотить по нему продолжали, что только усилило проблему, - говорит Игорь Лисуконь. - И все же и я, и музей очень рады, что он сохранился хотя бы в таком состоянии. Потому что именно этот колокол когда-то созывал народ на службу».

Кстати, древесина разрушенного храма пошла на строительство магазина, который стоит и поныне.

У каждого свои традиции

Выставка колоколов началась с трех фотографий, которые заместитель руководителя Сибирского центра колокольного искусства Алексей Талашкин обнаружил в фондах музея им. Словцова. В 1913 году неизвестный фотограф запечатлел на них мастеров завода Петра Ивановича Гилева и сыновей, отливших партию колоколов к 300-летию дома Романовых.

Фото: АиФ/ Игорь Сабаталов
Фото: АиФ/ Игорь Сабаталов
Фото: АиФ/ Игорь Сабаталов
Фото: АиФ/ Игорь Сабаталов

В Центре собрана крупнейшая в России коллекция памятников сибирского литья. Все они из разного времени, потому как семь поколений литейщиков семьи 200 лет отливали колокола. Некоторые из них уже не звучат, другие же - радовали горожан своим голосом.

К слову, отличить звучание одних колоколов от других может только звонарь. По внешнему виду продукцию тюменского завода тоже сложно распознать, так как в каждом «гилевском» заводе были свои традиции.

«Но целыми подборами отливались колокола из стреляных артиллерийских гильз для церквей, строящихся в районе Сибирской железной дороги. Так Гилевы исполняли указание государя-императора Николая II», - рассказывает звонарь.

Можно ваши документы?

По всему миру колоколов с тюменским клеймом сохранилось 92 штуки, из них 90 - в России. Два увезли за границу, в Иерусалим. Каждый колокол имеет номер, закрепленный в реестре. У того, кто перевозит их, при себе должен быть сопроводительный документ. Неподдельный интерес такой груз вызывает у таможни - культурная ценность.

Фото: АиФ/ Игорь Сабаталов
Фото: АиФ/ Игорь Сабаталов

Звонари отшучиваются, мол, вдруг на переплавку или в чермет. Но люди в погонах борются с перепродажей. Заполучить в свою коллекцию такой антиквариат не мечтает редкий коллекционер, даже несмотря на уголовное преследование.

Отправляя колокол в «командировку», документы заверяет директор музея, в который он и должен вернуться.