Найти тему
Камилла Насырова

Психология восприятия цвета в рекламе.

Оглавление

Одним из важнейших вопросов при создании рекламы является выбор цвета. Именно грамотно подобранный цвет может стать решающим фактором, побуждающим покупателя к действию. В этой статье поговорим о психологии цвета в маркетинге и разберем популярные цвета.

Цвет может завлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и удобства или наоборот беспокоить. Цвета обращаются к эмоциям, но не к логике человека. Полученные специалистами сведения подтверждают, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации.

Психология цвета — это изучение того, как цвета и их оттенки влияют на человеческое восприятие и поведение.

Почему цвет в рекламе – это важно?

Согласно международным исследованиям, в 85% случаев на принятие решения о покупке влияет цвет. Люди обращают внимание на цветную рекламу на 26% чаще, чем на черно-белую.

Функции цвета в рекламе:

  • отражает суть товара или услуги;
  • привлекает внимание;
  • выделяет отдельные элементы рекламы;
  • формирует отношение к предложению.

Огромное внимание влиянию цвета на восприятие человека и его психическое состояние уделял швейцарский психолог Макс Люшер. В 1947 г. в возрасте 23 лет на первом всемирном конгрессе по психологии он впервые представил основные положения цветовой диагностики. После этого диагностика Люшера получила международную известность и быстро распространилась по всему миру. Он установил, что определенный цвет вызывает у человека вполне определенные эмоции. Например, желто-красные тона создают чувство взволнованности, возбуждения, активности. Синие, серые цветовые тона, напротив, действуют успокаивающе. Черный или серый цвет обладает значением изысканности, культурности. Он как бы противостоит всей гамме вульгарных красок. Но одновременно все активнее выступает яркий цвет как знак эмансипации, каникул, свободы. Цвет становится важным элементом общего решения внешнего вида вещи и ее рекламного образа. Краски соотносят друг с другом и со средой и именно это имеют в виду, когда говорят об их «функциональности». Сегодня психологи используют тест Люшера, чтобы оценить психофизиологическое состояние человека, уровень стресса, активности и навыков коммуникации.

С миру по цвету.

Однако интересно то, что отношение к цвету в каждой стране свое, и существует даже своя национально-культурная специфика, которую необходимо учитывать, занимаясь разработкой рекламной кампании в той или иной стране. Специалисты исследовали влияние цвета на восприятие человека, ассоциации, вызываемые им в национальных средах разных стран. Оказалось, например, что цвет означает или символизирует:

  • красный: в Америке — любовь, в Китае — доброту, праздник, удачу, в России — высокую активность, агрессию, борьбу, в Индии — жизнь;
  • желтый: в Америке — процветание, в России — солнечность и разлуку; в Сирии — траур, смерть, в Индии — великолепие, в Бразилии — отчаяние;
  • зеленый: в Америке — надежду, в Китае — роскошную жизнь, в Индии — мир и надежду;
  • голубой: в Америке — веру, в Индии — правдивость, в Китае - один из траурных цветов;
  • синий: в России — ночной покой;
  • фиолетовый: в Индии — печаль и утешение, в Бразилии - печаль;
  • белый: в Америке — чистоту и мир, в Китае — подлость, опасность, траур; в Европе — молодость;
  • черный: в Америке — символизирует сложную, чрезвычайную ситуацию, в Китае — честность.

Можно отметить, что на Востоке символике цвета придается большее значение, чем на Западе. Кстати, известное всем и используемое в национальной символике многих стран сочетание белого, красного и синего цветов появилось в Индии. Это цвета главных индуистских богов: белый — Шива, красный — Брахма, синий — Вишну.

-2

Гармоничность цветовой гаммы

Выбор сочетания цветов — очень важный этап разработки рекламного продукта. Гармоничность той или иной цветовой гаммы — вопрос весьма спорный, поскольку сочетания цветов подвержены субъективным предпочтениям, моде и т.п. Тем не менее при создании рекламного изображения очень важно уметь правильно согласовывать цвета.

Каждый цвет в грамотно составленных цветовых сочетаниях подыгрывает другому цвету, принимает его оттенок, мягко и тактично увеличивает его насыщенность, тогда как в неудачных может запросто «потушить» другой цвет, свести на нет его эмоциональную окраску.

Вопросами цветовой гармонии занимается отдельная наука, именуемая цветоведением. Исследования доказывают, что в рекламных целях не следует использовать более двух различных цветов, но можно спокойно дополнять их различными оттенками.Лучшими цветовыми комбинациями в рекламе по праву считаются:

• черный на желтом;

• желтый на черном;

• красный на белом;

• белый на синем;

• синий на желтом;

• синий на белом;

• белый на черном;

• зеленый на желтом.

При верном выборе цветовой гаммы эффективность рекламного сообщения может возрасти многократно. Единожды найденное удачное сочетание цветов со временем может стать составляющей фирменного стиля и долгие годы успешно работать на рекламу.

Так многие фирмы имеют свои цветовые гаммы, ассоциирующиеся только с ними.

-3

Цветовые ассоциации и их использование в создании рекламы.

Дизайнер Джо Холлок в начале 2000-х годов запустил исследовательский проект, чтобы понять, как люди реагируют на разные цвета. Он тестировал участников разного пола и возраста. По результатам Холлок смог выделить любимые и нелюбимые цвета у разных групп людей и понять, какие ассоциации они вызывают.

Так выяснилось, что синий цвет одинаково популярен среди мужчин и женщин разного возраста — большинство опрошенных назвали его любимым цветом. А самыми нелюбимыми оказались коричневый и оранжевый цвета.

-4

-5

Рекламщики проявляют особую осторожность работая с цветом . Это объясняется не только спецификой цветовосприятия различных национальных и возрастных групп, но и тем, что единожды избранный цвет может на долгие годы стать неотъемлемой частью рекламного образа товара, его визитной карточкой. Поэтому цветовая комбинация, используемая в рекламе, должна оставаться по возможности простой и неназойливой.

Возможности цвета в рекламе поистине многогранны. Изучение его воздействия на сознание и поведение потребителя чрезвычайно важно. Ведь признаком хорошего тона в рекламе является создание изображения, которое не только радует глаз, но и «продает» товар.Если еще несколько лет назад к выбору цветовой гаммы в рекламе относились как к чему­то второстепенному, ориентируясь преимущественно на личные вкусы или веяния моды, то сегодня цветопсихология возводится в ранг независимой области знаний. Уже выработаны многие принципы, знание которых позволяет во много раз повысить эффективность рекламной коммуникации. Знание языка цвета — это не только хороший тон в рекламе, это необходимость.