Саитова Ульяна Николаевна– режиссер Шапошниковского сельского Дома культуры Ольховатского района - одна из победителей областного конкурса на денежное поощрение в 2022 году. В категории «Лучший работник учреждения культуры, находящегося на территории сельского поселения».
Ульяна Николаевна, расскажите как началась профессиональная история?
- Мне приснился сон: ко мне подошёл какой-то старик с белой бородой, в светлой одежде (потом я догадалась что, наверное, это был Серафим Саровский), похлопал меня по плечу и говорит: «Актрисой будешь» (на тот момент я заканчивала Россошанский педагогический колледж и никак не могла сделать выбор, куда идти дальше). Просыпаюсь, открываю справочник ВУЗов России и первое куда я попадаю - Санкт-Петербург, Театральная академия. Думаю: «Ну, всё! Вот он знак!». Утором бегу к маме и говорю: «Мама, я буду поступать в театральное!». Она еще спит и сквозь сон мне: «Да, конечно, доченька, поступай!». Ухожу.
Минуты через три слышу крик из ее комнаты: «Куда?!? В театральное?». Надо отдать должное родителям, что они не отговаривали, сделали все, чтобы я туда поехала и попробовала свои силы. Желание быть артистом было во мне с детства.
Помню, маленькая была и говорила: «У меня будет муж, будет печку топить, борщи варить, деньги зарабатывать, а я буду ходить в клуб!». Или приходила к бабке соседке и рассуждала: «У меня муж бизнесменом будет, а я буду артисткой!». А соседка на украинском наречии отвечала: «Уля, главное, чтоб мужик не пил и не бил! Какая там артистка?!». Но, тем не менее, детская мечта стать артисткой сбылась.
После окончания института, почему выбрали сельский Дом культуры?
- Осознанный выбор я тогда не делала. Мне было 23 года, только закончила институт, энергия бьет ключом. Кастинги, репетиции, спектакли в Санкт-Петербурге, проекты, первые неудачи, любовь. Все, наверно, как у всех и кажется, что море «по колено».
Однажды апрельским вечером звонит мама (она хормейстер в Шапошниковском СДК) и говорит: «Дочь, помоги придумать что-нибудь на 9 мая, чтобы это был не просто концерт!».
«Да, конечно», - ответила я, и стала сочинять музыкальный спектакль. Тут же, на ходу, без подготовки… Петляла по питерским улицам и сочиняла, как потом оказалось, свой первый самостоятельный спектакль, как режиссер и сценарист, а не актер. А мама слушала мой монолог и все записывала.
Потом, за две недели до Дня Победы, я приехала домой и поставила «Будем жить!» - наш первый спектакль. Помню, тогда на сцене из осветительных приборов было две лампочки «Ильича», денег не было, а энтузиазма – хоть отбавляй. Стали придумывать прожекторы из ламп и ведер, чтоб хоть как-то направить свет, откуда-то раздобыли 4 светодиодных светильника, сделали из обычных регуляторов первый световой пульт в клубе!
Из сена и камыша построили декорации, по всему селу собирали костюмы – деревенские платья 50-70х годов. И потом 2 недели, изо дня в день, 30 самодеятельных артистов из нашего села, которые понятия не имели о театре, в едином порыве создавали постановку, которая до сих пор живет в моем сердце как самая счастливая!
А потом приехала еще и снова спектакль, потом еще. Сформировался коллектив. И постепенно я стала здесь проводить времени больше, чем в Питере. Так и осталась.
Возвращаясь к вопросу, почему выбрала сельский Дом культуры?.. Наверное, это просто мой путь и мое место.
Какова была ваша первая задача как молодого специалиста в Доме культуры?
- Сложно сказать. Есть такая особенность почти во всех наших селах, как проходят все праздники: всегда выступают одни и те же местные солисты, самодеятельные ансамбли, поют песни, иногда это перемежается танцевальными номерами или стихами. И всё. Каждый праздник одинаково.
А мне захотелось сделать это интересней, увлекательней, добавить больше искусства, добавить театра в сёла. Ведь театр здесь практически недоступен. Даже я, до поступления в СПбГАТИ, в театрах не была. Большинство сельчан за всю жизнь не видели ни одного спектакля.
А ведь театр – это квинтэссенция всех видов искусства. Здесь и пластика, и музыка, и танцы, мимика, актерская игра, сюжет и смысл, литературное и художественное творчество в декорациях и костюмах, новые сильные эмоции, размышления. Именно здесь культурный и духовный рост человека. Час времени, когда ты остановился и, в процессе просмотра постановки, переосмыслил часть своей жизни. В процессе диалога с самим собой нашел что-то живое, дорогое.
Смотришь на детей, которые играют на сцене в первый раз, и видишь, как они меняются, растут, развиваются семимильными шагами буквально за месяц. А ведь еще полгода назад он стеснялся глаза поднять, разговаривал шёпотом.
В глазах их родителей, бабушек, дедушек, учителей, одноклассников в зрительном зале – искреннее удивление, точно ли это наш ребенок? И радость, и гордость. Слезы и радость. Новый взгляд и воодушевление, новый смысл в жизни. Очень приятно это видеть после окончания спектакля. Особенно в родном селе.
А какое талантливое у нас старшее поколение, сколько у этих бабушек души, задора, жизни на сцене! Любого артиста могут своей настоящестью за пояс заткнуть! И опять-таки, овации в зале, новые смыслы в жизни, человек чувствует себя востребованным, реализованным. Глаза загораются. У 70-летнего человека лицо становится как у 20-летнего от радости. Поэтому, верю, что необходимо донести этот вид искусства в глубинку. Возможно, в этом задача.
Чем занимается режиссер в сельском Доме культуры?
- Я не представляю, как работают режиссеры в других домах культуры, но мой внутренний режиссер занимается вот чем: он придумывает идеи мероприятий, разрабатывает концепции их оформления и проведения, пишет сценарии, ищет музыку и, если надо, обрабатывает ее (режет, склеивает, записывает). Мой внутренний режиссер придумывает декорации и костюмы, ищет средства, чтобы эти идеи реализовать. Раздает задания коллегам. Пишет гранты вместе с мужем на финансирование этих идей, и их реализует. Мой внутренний режиссер умеет быть слесарем, хореографом, копирайтером, продюсером, может заниматься монтажными работами, бегает по сцене со стремянкой и развешивает фонари. А также поет в хоре и создает видеоролики. Но самое главное, наверное, – вдохновляет людей на творчество.
Каким главным требованиям на ваш взгляд должен отвечать современный культработник?
- Он должен быть неугомонным изобретателем с огромной любовью к людям.
В условиях современности всё сложнее привлечь население в клубные формирования, как вам это удаётся?
Во все времена человек стремился, и будет стремиться туда, где его любят, ценят и ждут. Мы просто очень любим каждого, кто переступает порог дома культуры.
Из недавнего опыта…. Нам никак не удавалось привлечь в ДК старших школьников. Пришли в школу и провели анонимное анкетирование, чтобы выявить интересы детей. Несколько человек сказали, что им интересны шахматы. Пригласили педагога, организовали встречу, потом к старшим школьникам подтянулись дети помладше и взрослые. Результат – в клубе появилось новое творческое объединение «Шапошниковская ладья».
Как идёт ваш профессиональный рост? У кого учитесь?
- В начале творческого пути мне даже представить было страшно, что когда-то могу взять в руки пьесу и поставить ее. Поясню: первые семь, из девяти поставленных больших спектаклей, были придуманы «на месте», сочинялись истории на конкретных актеров и потом объединялись в общий спектакль, или брали за основу сказку, но диалоги и сцены сочиняли сами. Последние два спектакля – это конкретные авторские пьесы. Работать с пьесой гораздо сложнее и интереснее одновременно. Если первые спектакли одевались из «подбора» того, что есть в наличии, то в последнем «Царевна Дуся» эскизы костюмов рисовал художник. Потом их шили.
Кроме того, за 8 лет работы благодаря выигранным грантам, поддержке депутатов, администрации, Фонда Президентских грантов, Росмолодежи, ГС «Лидер» и АНО «Образ будущего» наша маленькая сцена сельского ДК имеет два комплекта одежды сцены (светлая для концертов и черная – для спектаклей), новые комплекты звукового и светового оборудования.
А мы от местных спектаклей перешли к созданию общерайонного фестиваля театрального творчества, в рамках которого поставили спектакли во всех 8-ми поселениях Ольховатского района. А потом с самыми талантливыми детьми со всего района поставили один совместный спектакль, который показали в Воронеже.
Наши постановки видели не только жители Шапошниковки, но и практически всех городов юга области (кстати, во многом, благодаря поддержке Россошанской епархии и наших Покровского и Преображенского храмов).
Моими главными учителями были и остаются Сергей Дмитриевич Бызгу (мой мастер-педагог) и Григорий Михайлович Козлов (главный режиссер и создатель «Театра-Мастерская» в Санкт-Петербурге).
К тому же я являюсь действующим актером Драматического театра РАМС г. Россошь (руководители – Галина Анатольевна и Евгений Кимович Хунгуреевы), где исполняю около десятка ролей. Это также поддерживает «форму» - каждая роль стимулирует к развитию, приходится «искать» и расти над собой. Также значимую поддержку оказывают мои друзья-актеры, с кем ранее училась, работала и продолжаю реализовывать совместные проекты.
Успех в работе зависит от…?
- От твоей команды! Один в поле не воин! Будь ты хоть трижды талантливым, но если нет команды единомышленников – далеко не уедешь. У меня супер-команда: Елена Шевченко (наш культорганизатор), Галина Локотко (хормейстер ДК), Денис Саитов, мой супруг, который во всём меня поддерживает, наша районная администрация, а также десятки участников самодеятельности, школьников с горящими глазами и их педагогов.
Что вас вдохновляет на творчество?
- В первую очередь – люди, с которыми я работаю! Горящие глаза детей, их готовность идти на репетиции семь раз в неделю и репетировать по 6 часов в день. Поддержка коллег, которые берут «на абордаж» все мои идеи: надо шить – шьют; сочинить песню или стих – сочиняют; найти денег – находят; сделать то - не знаю что – делают!
Еще меня вдохновляет возможность самой выходить на цену в качестве актрисы. И эту возможность мне предоставляет Россошанский драматический театр РАМС (единственный профессиональный театр на юге области), с которым у нас сложились очень теплые и дружественные отношения.
Ульяна, расскажите о ваших творческих проектах, каких успехов достигли в этом направлении?
- Мои главным творческим проектом на данный момент является программа развития театрального творчества сельских детей и молодежи «Серебряный софит». На ее реализацию мы получили финансовую поддержку от фонда Президентских грантов, Росмолодежи, АНО «Образ будущего» и наших депутатов Артема Зубкова и Ольги Ортиной. Головной организацией-заявителем проекта изначально выступил Преображенский храм п. Заболотовка Ольховатского района Россошанкой епархии.
Проект предусматривал литературную и театральную части. На первом этапе школьникам 5-11 классов предложили написать сочинения на тему «Добродетель в русских сказках». Из 150 конкурсных сочинений выбрали 12 лучших в нескольких номинациях. Победители получили призы и посетили уникальный пещерный комплекс Воскресенского Белогорского монастыря, пообщавшись с духовенством на различные жизненные темы, интересующие молодежь.
На втором этапе проекта, школьники 3-11 классов практически из всех сельских поселений Ольховатского района сами создали театральные постановки по мотивам русских народных сказок.
Перед тем, как выпустить детей на сцену, мы проводили с ними выездные мастер-классы и тренинги по актерскому мастерству, чтобы эти спектакли смотрелись выше уровня обычной сельской самодеятельности.
Весной, когда в свет было выпущено 10 спектаклей (в них участвовало 150 ребят из всего Ольховатского района), стартовали отборочные туры фестиваля. Постановки с участием юных актёров показывали на сценах сельских домов культуры. Эти мероприятия проходили с аншлагом, зрительские отзывы были самые лучшие, ведь для сельчан это необычный, новый формат досуга.
В финал фестиваля вышли четыре лучших постановки. И в конце весны в Шапошниковском доме культуры прошёл первый Театральный фестиваль сельской молодежи «Серебряный софит» Ольховатского района.
А в 2022 году, разработали продолжение этой программы и также выиграли в грантовом конкурсе «Росмолодежь». В рамках проекта планируется выпустить новые спектакли и показать зрелищные мероприятия с участием местной молодежи и жителей района, проводить курсы повышения квалификации в театральной сфере. Всё это послужит базой для проведения в 2023 г. межрайонного фестиваля театрального искусства сельской молодежи в Ольховатском районе.
Чему посвящает свободное время Ульяна Саитова?
- Свободное время я посвящаю своей семье, в которой я любящая жена и заботливая мама. А еще я очень люблю путешествовать и выращивать цветы.
Вы уже многое добились в своём творчестве, над чем работаете на данный момент, есть ли новые идеи на будущее?
- Главная идея на ближайшее будущее – вывести проект «Серебряный софит» на региональный уровень, чтобы можно было масштабировать полученный опыт вовлечения детей в театральную деятельность и организации театрального досуга на как можно большее число сёл.
Есть ли у вас профессиональная мечта, которая заставляет идти вперёд и не останавливаться на достигнутом?
- Да. Новый дом культуры, с современным оснащением для театральной деятельности.
Беседовала Елена Скрыпникова