Успехи по жизни довольно условны: И жизнь разрушает порой пьедестал. Известно, что путь её вовсе не ровный – Сегодня взлетел ты, а завтра – упал. Известно, что путь её вовсе не ровный – Сегодня взлетел ты, а завтра – упал. Сегодня ты гордо заведуешь троном, Твои здесь просторы, владенья, причал. Кто знает, быть может, придёшь ты с поклоном К тому, кого раньше не замечал… Сейчас на коне ты – почти полководец – Решаешь легко – быть кому, иль не быть. Не зря говорится – не плюйте в колодец – Вдруг завтра воды захотите испить!.. (автор стихов Нина Сиволапова) «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться» - пословице очень много лет. Я услышала её еще тогда, когда была ребёнком и не ходила в школу. И не могла понять значения, и не понимала, что в этом такого - плюнуть в воду на глубине колодезного ствола и смотреть, как слюна летит и шлёпается о поверхность воды. Мы детьми это делали, за что нас нещадно ругали взрослые. Вот тогда бабушка мне эту пословицу и сказала. Мы так же укладывались на живот на край крутого берега реки, который называли обрыв, и плевали в воду, наблюдая за течением. Вот такие своеобразные игры были у нас, у деревенских детей. Когда я пошла в школу, я стала понимать смысл того или иного высказывания: во-первых, в школе мы быстро взрослели, во-вторых, школьная программа была такой насыщенной и интересной, что каждый день для меня лично был открытием. Моя первая учительница Александра Николаевна очень много знала и много рассказывала. Начальные классы с первого по четвёртый мы учились в старенькой деревянной школе, где из развлечений была только скамейка у крыльца, на которую мы выбегали на переменах в тёплые дни осени и весны, а зимой у нас перемены проходили в классе, потому что коридора в школе не было - от входной двери был тамбур метра 2х2, в котором было четыре двери в четыре класса. И не было никакой учительской. В тёплые дни мы выходили на скамейку, усаживались вокруг учительницы и она нам рассказывала то, что не заложено было в программе, но ей очень хотелось это до нас донести. Скамейка была одна и занимали её всегда мы, наш класс, потому что другие учителя почему-то не выходили на улицу с детьми из своего класса. И все дети из других классов так же подходили к нам и слушали то, что нам рассказывает учительница. Вот эти её нехитрые рассказы прививали в нас желание ходить в школу, учиться. Мы перемен ждали больше, чем каникул. Однажды Александра Николаевна задала нам задание на дом - придумать несколько своих поговорок, и дать объяснения трём народным пословицам, какие сможем вспомнить или найти. А найти тогда можно было только в памяти бабушки или матери - интернета не было, библиотека была далеко, в районном центре, куда одним без взрослых ходить было запрещено. И конечно, я вспомнила пословицу про колодец. И решила объяснить эту пословицу своим детским пониманием. С точки зрения ребёнка это было некрасиво, неприлично, невоспитанно и всё в этом духе. Про глубокий смысл этой пословицы мне никто не рассказывал, даже бабушка. Она просто эту пословицу озвучила, и мне стало ясно одно - так делать нельзя. Потом на уроках родной речи (да, в начальных классах в то время именно так и назывались уроки, где мы учились читать и знакомились с первыми маленькими литературными произведениями), нам учительница ежедневно объясняла значение каждой пословицы, по 3-4 на каждом уроке (иногда и захватывая этим наше внимание на переменах), которые она выписала себе в тетрадку из наших домашних заданий. Но и тогда детский ум не мог до конца понять, что же это за смысл такой «…пригодится воды напиться»? Чем дальше шла жизнь, тем более понятен был смысл - на жизненных примерах, на случайных ситуациях, на дружбе, любви и ненависти, на встречах и расставаниях. Стало понятно, что «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться» - это значит «не пакости по жизни, не доставляй и не делай неприятностей, не вреди кому-либо, не сплетничай, не кради, не обманывай, не поступай не по совести, не завидуй, не оскорбляй и так далее, так как этим можешь лишить себя в будущем помощи, поддержки». Эта пословица - предостережение от необдуманного и недальновидного поступка. Вообще, пословицы живут с нами столетиями и веками. Их не просто кто-то придумал и запустил в народ. Пословицы прошли испытание временем. И для тех, кто не верит в их силу, они не имеют никакого значения. А если понаблюдать? А если понаблюдать, то всё так и происходит, как говорится в народе. Продолжение рассуждения о значении пословиц напишу в следующий раз.