Вопрос:
Не могу выйти замуж, хотя красива и обеспечена. Почему?
Ответ батюшки:
Конечно, священник - не гадалка, чтобы предречь вам обреченность на безбрачие или пообещать следующем году существенное изменение вашей личной жизни.
Но устроение семейной жизни - это одно из самых главных событий в жизни человека, особенно женщины. Оно, по народному поверью (что вполне справедливо), совершается на небесах.
Мы верим, что такое глубокое единство между людьми позволяет им, однажды сочетавшись, став родителями, пройти всю жизнь рука об руку, сохранить свое единство друг с другом и со Христом в течение всей земной жизни так, чтобы являться и сонаследниками вечного блаженства, по слову Апостола Павла.
Настоящий благословенный семейный союз, по определению одного из русских религиозных философов, является обломком рая.
То есть там есть:
- и некоторая полнота Богом устроенной радости и блаженства;
- и духовное единство под единой главой Христом;
- и душевное единство, которое проявляется в единомыслии, единодушии, в общих вкусах, интересах, в чуткости друг к другу и к окружающей жизни, к другим людям;
- и единство в воспитательных стратегиях и в отношении детей;
- и физическое единство, которое также является источником блаженства, радости и утешения для обоих.
Таким образом, благословенный союз - это некоторый образ полного благоустройства, где весь трехсоставный человек находит приложение силам своей личности, которые помогают ему развиваться, радоваться жизни и переживать чувство полноты бытия.
Как встретить этого спутника?
Видите ли, в своем ответе я не могу под наименование счастливой встречи, союза подвести современные способы проведения времени вместе, различные союзы, в которых сейчас потопают наши соотечественники, не считая для себя это проклятием и несчастьем, тяжким грехом и разрушением.
Разумеется, плотские отношения, ни к чему не обязывающие, не освященные благодатью венчания и решимостью создания верной, крепкой многодетной семьи - они вообще не подходят под предмет вожделения.
Это просто виды сожительства.
Поэтому если кто-то из вопрошающих обращается к священнику:
“Батюшка, от меня парень ушел! Помолитесь! Как мне помолиться? Мы должны встретиться! Я так к нему привязана, хоть он и подонок и часто непорядочно со мной поступал. Но мне все-таки надо, чтобы он был со мной. Я без этого сама не своя.”
Конечно, священник в этом случае предложит вовсе не лекарство молитвы об исполнении безрассудного, безумного, губительного желания. Он скорее предложит покаяние душе, чтобы она исцелилась от своего рокового и разрушительного пристрастия и, храня себя в чистоте телесной, молилась Господу о послании ей совсем иных отношений.
Иной любви, иного союза, который был бы подлинно спасительным и украшением для ее души и тела, который был бы настоящей семьёй.
Так что в этом рассуждении нетрудно усмотреть первую причину того, что человек не обрел желанного союза - не то пока что ищет.
И Господь Милостивый не попускает вам ту встречу, которая, быть может, привела бы вас вовсе не к восхождению по ступеням благочестия, а напротив, к еще большему повреждению души вашей.
Если та встреча, о которой вы мечтаете, то единство, которое вам рисуется, вовсе не представляет из себя то по-настоящему благословенное и глубоко объединяющее вас собрание, которое будет служить спасению обоих и воспитанию вере деток, являющихся следствием вашего союза, вашего брака, вашей близости, то нужно пересматривать свое отношение к браку.
Когда душа трудится над собой, когда покаянные, молитвенные труды, жертвенное служение близким становятся в порядке вещей в ее жизни, то модус восприятия окружающей действительности, и в том числе лиц противоположного пола, изменяется (а тем более вопрошающая замечает, что она хороша собой) - как правило, в этом случае недостатка мужского внимания нет.
Но уже по-другому сама будущая невеста взирает на окружающих ее представителей мужского пола, неравнодушных к ней и имеющих расположение на сближение.
Когда сам брак будет восприниматься вами как святыня, как поприще вашего жертвенного служения и христианской жизни, на котором, как сказал Апостол Павел “Брак свят, супружеское ложе непорочно”, спасется женщина чадородием, своим пребыванием в целомудрии и при семье, о которой она размышляет как о пристани чистоты, а не как о каком-то особенно удобном и исполненном наслаждения для нее новом способе проведения своего жизненного времени.
В этом изменении внутреннего расположения главную роль будет играть ваша молитва, церковная жизнь, исповедь и причащение.
Они помогут вам собственное отношение к будущему браку возвысить и сделать для себя уже узнаваемым. Так что вы уже не ошибетесь в выборе того из соискателей ваших руки и сердца, кто действительно составит полноту вашего счастья.
К очищению своей дороги на пути к будущему семейному счастью, несомненно, большую роль имеет разбор прежде сложившихся завалов. А это совершается покаянием.
Многие оставляют на дальних полочках своей памяти, иногда даже и в каком-то приукрашено-прекрасном виде, воспоминания о своих ошибках молодости, о своих греховных падениях, о своих первых и беззаконных опытах плоской близости.
И вовсе не какой-то пояс безбрачия или чьи-то сглазы и наговоры порабощают душу, пленяют ее и делают ее какой-то скукоженной и обремененной, а именно эти самые нераскаянные грехи молодости, в том числе и плотские.
В них душа может и не чувствовать потребности каяться, она может, напротив, романтизировать их, храня как вспоминания особого счастья, полноты радости. А в духовной реальности это сгнившие дохлые животные, которые остаются не вынесены из какой-то храмины и источают зловоние.
Так и душе мешает этот минувший опыт, который можно смело назвать греховным, если он не исповедан, если всеми своими силами душа еще не произвела генеральной уборки от прежде свершившихся грехов.
Что еще является важнейшим условием милости Божьей, которая проявятся в устроении вашей будущей счастливой встречи?
Священное Писание указывает на важное обстоятельство:
“Молитвами родителей утверждаются дома детей.”
Поэтому, думая о совершении своего будущего семейства, нельзя оставить вне особого внимания свои отношения с родителями.
Если родители вами огорчены, если с родителями затянувшаяся размолвка и отношения тягостные, нетерпимые, то это говорит о том, что родительской молитвы за вас нет. А это очень серьезная связь детей и родителей.
И когда Господь в заповеди говорит:
“Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле.”
В данном случае долголетие связано с благоустроением и наличием семейной жизни. Речь ведь не о монашестве в этой заповеди, которую еще ветхозаветные люди получили от Бога.
И она остается актуальной, ибо любовь к Богу, любовь ко Христу побуждает к еще большему единству, любовному попечению, жертвенному служению, духовному единству со своими родителями.
Потому и в новозаветном чинопоследовании Таинства Венчания об этом и напоминается, и упоминается. И когда священник вместе с венчающимися поминает родителей тех, кто вступает в брак (живы они или усопшие), то слово об их молитвенном содействии счастью молодых является не праздным.
Потому я многократно сталкивался со случаями, когда воздавшие свой долг сыновний или дочерний родителям, иногда находящимся в тяжелой болезни, страждущим, пребывающим в расслаблении, иногда и в умственной слабости, со всеми заботами проводят в мир иной своих престарелых родителей.
Тогда и обретают от Господа чудесным образом устроение своей личной жизни, в том числе семейных уз.
Есть в этом таинственная связь. Потому бросившим своих родителей на произвол судьбы или питающим к ним холодность в связи с тем, что они уже не столько необходимы как благодетели, кормители или воспитатели, а уже представляют только обременение, правда Божия не допускает счастливых изменений в их собственной молодой жизни.
Мало того, заповедь Божия предписывает:
“Если и обезумит родитель твой, почтительности твоей не оставляй."
И если захочешь ты своего будущего устроения, то позаботься о том, чтобы тыл твой, твоя связь с родителями, их благодарная о тебе к Богу молитва стали бы уже духовной реальностью, которая не замедлит отразиться и в установлении твоих собственных благополучных путей жизни.
И, наконец, очень важно в устроении своей семьи не считать этапом, приближающим это устроение, плотские отношения в качестве проверки. Мол, подходите ли вы друг другу или нет. Это роковая ошибка.
Святитель Иоанн Златоуст говорит:
“Блуд - это не подготовка к браку, а состояние ему противоположное.”
Потому вывалившийся из каких-то очередных незаконных объятий не встретит, по промыслу Божьему, свое настоящее, верное, долговременное. Но только тот, кто наберется решимости претерпеть трудности времени чистой жизни, воздержания среди окружающего мира, который сегодня совсем не отличается стремлением к целомудрию и чистоте до законного венчанного брака.
Но поверьте, именно это требует Господь и повелевает сделать приуготовлением к законному и счастливому браку, который у Него для вас, быть может, уже заготовлен.
Но не постигает нас Божественная Милость тогда, когда мы делаем сами себя ее недостойной. В том числе опережая события нашего единства (в т.ч. телесного) вступлением в состояние тяжкого смертного греха - блудные отношения до вступления в брак, до церковного благословения.
Один наш замечательный пастырь, Царствие ему Небесное, отец Димитрий Смирнов говорил, что
“Будь девушки российские стыдливее и недоступнее, не разменивайся они при первых предложениях со стороны мужского пола, не будь они столь уступчивыми, то к каждой стояла бы очередь из двадцати человек, соискателей ее руки и сердца.”
Но сегодня общее настроение в обществе таково: если вовремя достаточно стремительно не пойдешь навстречу плоским пожеланиям твоего ухажера, то ты потеряешь его.
У него в списке в социальных сетях еще несколько сотен достаточно привлекательных молодых особ. И если ты не воспользуешься его слабостью к тебе, то этим воспользуется десяток других, которые готовы к этому без всяких лишних подготовительных мероприятий.
Думается, решивший по-христиански проводить время подготовки к будущему браку в обществе своего соискателя на руку и сердце, конечно же, не обманется, не будет метаться из стороны в сторону с горьким раскаянием и стыдом очередных не закончившихся ничем хорошим отношений.
Но та, что претерпит, та, что останется верной Богу, непременно обретет вскоре и верного спутника жизни.
Да поможет вам в этом Господь!
Читайте еще: