Найти в Дзене

Что такое диспраксия

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета

Дис- это нарушение, праксис –способность совершать целенаправленные и последовательные действия, т.е., ребенок, у которого нарушается все эти действия, является диспраксиком.

Кстати, для новичков на моем канале, немного расскажу о себе. Меня зовут Елена, я логопед-онлайн для взрослых и детей, имею большой опыт по исправлению дефектов речи, подробно рассказываю и показываю, как это сделать.
Подписывайтесь на мой канал, вы узнаете много интересного.

Существуют 3 вида праксиса:

общий – движение тела

мелкая моторика-кистевой и пальцевой

праксис артикуляционный - способность совершать целенаправленные и последовательные действия ртом и языком.

Артикуляционный праксис- самый сложный, так как для ребенка гораздо проще научиться владеть собственным телом, пальчиками, чем овладеть движениями рта и языка.

Существует два вида праксиса: афферентный и эфферентный. Отсюда у нас два вида диспраксии: афферентная и эфферентная.

Афферентная диспраксия по-другому называется кинестетическая – это когда ребенок плохо чувствует органы своего артикуляционного аппарата, не может понять, куда ему поставить язык и как управлять губами. Ребенок не может выговорить отдельные звуки, за исключением гласных

Эфферентная диспраксия (кинетическая) - когда ребенок не может переключаться ртом со звука на звук, ребенок может произносить отдельные звуки, слоги, но с трудом скажет простое слово.

Афферентная форма диспраксии -более сложная, чем эфферентная, требует долгой работы. Вместе они существовать не могут.

Когда мы говорим о коррекции диспраксии, то вспоминаем про три формы праксиса:

общий, мелкая моторика и артикуляционный праксис. То есть, сначала ребенок научится владеть собственным телом, затем мелкой моторикой (движения кистями и пальцами рук), и только потом артикуляцией. Если у ребенка общая моторика, движение собственного тела развивается не по возрасту, изолированной речью можно заниматься очень долго. Есть определенные нормы развития общей моторики, их можно найти на просторах интернета. Но многое можно увидеть и невооруженным глазом, например, когда ребенок в 3 года не умеет прыгать, переступать через какое-то препятствие, то можно уже понять, что перед нами ребенок с нарушением общей моторики. И первое, чему мы будем учить ребенка – это тому, что он по возрасту уже должен уметь делать. Например, ловить мяч, прыгать на двух ногах, переступать через препятствия.

Здесь можно использовать различные игры на ощущение собственного тела, чем быстрее ребенок научится воспринимать то, что с ним происходит, чувствовать собственное тело, его части, тем быстрее он научится ими управлять.

Упражнение «Сделай, как я»

Взрослый показывает ребенку определенную позу (например, скрещенные руки или руки на поясе), ребенок должен за ним повторить.

Упражнение «Кисточка»

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета
Взрослый просит ребенка закрыть глаза и кисточкой дотрагивается до какой-либо части тела ребенка, например, носа. Ребенок должен показать эту часть тела, если ребенок говорящий, он должен назвать эту часть тела.

Упражнение «Волшебный мешочек»

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета
Взрослый просит ребенка найти в мешочке какую-либо игрушку (камешек, пуговицу и т.п.).

Сюда также можно отнести игры с крупой, водой, песком, когда взрослый просит ребенка достать какую-либо игрушку (предмет) из крупы (воды или песка).

Когда ребенок научился чувствовать собственное тело, предметы, которые попадают ему в руки, он должен научиться определять расстояние до этого предмета от себя, например,

Упражнение «Достань предмет»

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета
Ребенка просят: «Дай предмет, который находится перед тобой», «Дай предмет, который находится за тобой». Или «Положи мяч вниз», «Подкинь мяч вверх», «Кидай мяч далеко» и т.д. То есть, учим делать все действия относительно своего тела.

Когда ребенок научится определять пространство относительно себя (кидать мяч от себя, ставить игрушку рядом и т.п.), можно переходить к следующему этапу – расставлять предметы относительно друг друга, определять место одного предмета относительно другого предмета.

Упражнение «Расставь предметы»

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета
Просим ребенка поставить мышку рядом с кошкой или поставить мышку за кошкой и т.д.

Когда положение одного предмета относительно другого предмета усвоено, можно переходить к работе по картинкам, по листам.

Упражнение «Ориентировка на листе бумаги»

Просим ребенка нарисовать или поставить круг (можно использовать игрушки, фигуры, мелкие предметы) в правом углу, треугольник в левом и т.д.

Упражнение «Сначала, потом»

Просим ребенка положить сначала мышку, потом кошку, зайку. Усложняем: положи красный круг, зеленый круг, затем синий круг и т.д.
Кидай сначала красный мяч, затем зеленый мяч, затем синий.

После того, как ребенок научился чувствовать собственное тело, научился ориентироваться в пространстве относительно собственного тела на достаточном уровне, переходим к работе над серией движений. То есть, просим ребенка не одну позу принять, а несколько поз (погладить себя по голове, потом по плечам и животу. Ребенок должен повторить серию движений. Но все должно соответствовать возрасту, не надо заставлять ребенка 3-х лет прыгать в высоту с разбега))

Упражнение «Попробуй, повтори»

Перед ребенком раскладывают картинки с человечками, у которых разные позы. Ребенок должен повторить серию этих движений. Либо взрослый показывает движения, а ребенок повторяет за ним.

Это все, что касается общей моторики тела, о мелкой моторике (движениях пальчиками и кистями) поговорим в следующий раз.

Если у вас появились вопросы, приходите на бесплатную консультацию.

Подписывайтесь на мой канал, и вы узнаете много интересного.