Последние недели многие озабочены здоровьем Никиты Михалкова. К этому человеку общество относится совершенно по-разному: кто-то не разделяет его взглядов и испытывает острую неприязнь, кто-то любит и не пропускает новых выпусков его передачи. Единственное, что можно считать как устоявшуюся догму, — он великий совесткий и российский режиссер. Сегодня хотим пожелать здоровья Никите Сергеевичу и рассказать о фильмах, которые заслуживают внимания и без которых нельзя представить мировой кинематограф.
«Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974)
Сложно представить более сильный фильм о мужское дружбе. Внутри великолепные роли Кайдановского, Богатырева, Михалкова и потрясающая музыка композитора, работавшего с Михалковым, Эдуарда Артемьева, который ушел из жизни в декабре прошлого года.
«Раба любви» (1975)
Картина рассказывает о кинематографистах, которые уехали в период Гражданской войны в Крым снимать кино. Фильм про продолжающуюся в страшные времена жизнь, про ностальгическую меланхолию по былым временам. Потрясающая роль Елены Соловей. Ее финальный монолог: «Господа, вы звери. Господа, вы будете прокляты своей страной!» — говорит зрителю об обесчеловечивании участников междоусобного конфликта и о бессмысленности этой трагедии.
«Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976)
Лучшая, по моему мнению, экранизация Чехова. Надо сказать, что Никита Сергеевич — мастер игры полутонов: каждый взгляд, каждое неловкое движение героя говорит нам о сложных чувствах и переплетениях в судьбах персонажей. Картина показывает когда-то роскошное убранство дворянства, которому нет места в новом социалистическом мире. Нет, революция в фильме еще не наступила, но Михалков каким-то волшебным образом передает через экран ощущение предзнаменования грядущих событий. Внутренняя пустота героев показана виртуозно, и в этом присуствует самая настоящая магия кино. Михалков не только мастер финалов — тут он потрясает — но и мастер работы с актерами — роль Александра Калягина в этом фильме тому доказательство.
«Пять вечеров» (1978)
Одна из лучших совестких мелодрам и один из лучших антивоенных фильмов в истории. Камерная и ламповая картина попадает в самое сердце. Во многом благодаря проникновенным актерским работам Станислава Любшина и Людмилы Гурченко.
«Родня» (1981)
Кино о семье в период застоя с ошеломительной Нонной Мордюковой. Через семейные отношения Никита Михалков передает состояние общества, вплитая в сюжет различные ситуации, в которые попадают герои. Чувствуется весь ужас Афганской войны, хотя она и не показана на экране. Как упоминалось чуть выше, игра полутонов — фирменный прием режиссера. Забавный факт: внучку главной героини сыграл мальчик, молодой актер Федор Стуков.
«Утомленные солнцем» (1994)
Работа, за которую Никита Михалков получил «Оскар». Режиссер словно хирургическим ножом препарирует жизнь советского комдива Котова, показывая его дни перед тем, как его репрессируют. На мой взгляд, Михалков сыграл в этом фильме свою лучшую роль. Обязательно к просмотру.
«12» (2007)
Классическая картина Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин» в российских реалиях. Присяжным нужно вынести вердикт молодому чеченскому парню, который обвиняется в убийстве своего отца. Кажется, что в этой картине режиссура Михалкова выглядит уверенней Люмета. Получился проникновенный, сильный и захватывающий фильм, который говорит о многих важных вещах, по правде говоря, до сих пор актуальных в нашем обществе. Актерские работы всех двенадцати присяжных великолепны.
О творчестве этого большого режиссера можно рассказывать еще очень много: и про гениальную роль Олега Табакова в «Обломове», и про масштабного «Сибирского цирюльника», и трогательную «Ургу». Никита Сергеевич Михалков — мастер финалов, человек, который умеет взаимодействовать с актерами. Его верные коллеги — актер и сценарист Александр Адабашьян и великий композитор Эдуард Артемьев — всегда по-особенному раскрывались в совместных проектах.
Михалков оказал большое влияние на развитие россйиского кинематографа. Мир отмечал его призами на Веницаинском и Каннском кинофестивалях, его кино смотрели по всему миру. К его личности можно относиться как угодно, ваше право, но со временем разговоры утихнут и останется только одно — великое кино режиссера Михалкова.
Автор: Даниил Джиенбаев